Брить или не брить. Интимная депиляция и новая мужественность
Гладкая кожа, многие годы считавшаяся атрибутом женственности, сегодня становится символом мужественности. О причудливых поворотах моды и влиянии маркетинга на социальные движения размышляет секс-колумнист Ольга Нечаева
Практика удаления волос с тела, прежде всего у женщин, не нова и восходит к древним культурам. Музей женщин в Калифорнии в разделе «История женской депиляции» рассказывает, что еще 3000 лет до нашей эры в Египте и Индии женщины пользовались медными бритвами для удаления волос. Древние египтянки брили головы и лобок, древние римлянки с помощью щипцов и пемзы добивались гладкости кожи, а первое подобие шугаринга существовало во времена Клеопатры.
В Средние века лобковые волосы удаляли только проститутки — не столько для красоты, сколько из гигиенических соображений. Светские дамы, напротив, сохраняли свою естественную растительность: считалось, что это защищает от грязи, пыли и паразитов.
Возвращение моды на удаление волос относят к выходу революционной на тот момент книги Дарвина «Происхождение человека» (The Descent of Men) в 1871 году, утверждающей, что хомо сапиенс обладали меньшим волосяным покровом по сравнению с их прародителями, что делало их более сексуально привлекательными. К началу ХХ века гладкость кожи стала синонимом женственности. Этому способствовали укороченные юбки и появление одежды без рукавов.
В 1915 году «Жилетт» выпустил безопасную бритву Milady Décolleté, призывая в рекламе избавиться от «неприглядных» волос и решить «постыдную» проблему, ибо подмышки должны быть «белыми и гладкими».
Появление тонких нейлоновых чулок, дефицит чулок во время войны в Европе (и необходимость ходить с голыми ногами) и мода на мини-юбки привели к тому, что женщины стали брить ноги чаще. К 1964 году в США это делали уже 98% женщин. Появление в 1946 году бикини подтолкнуло женщин к удалению лобковых волос — к 50-м модели Playboy утвердили новый стандарт красоты: сексуальная женщина в тончайшем белье и с совершенно гладкой кожей.