«Жизнь и удивительные приключения астронома Субботиной»
Нина Михайловна Субботина (1877–1961) — одна из первых российских женщин-астрономов, ставшая легендой среди современников. В 8 лет она перенесла скарлатинный полиомиелит и навсегда осталась глухонемой. Семья направила все силы на уход за ребенком: среднее образование Субботина получала на дому, а интерес к астрономии, выросший в жизненное призвание, девочке привил отец. В 1899 году она была избрана действительным членом Русского астрономического общества — и тогда же с покровительства французского астронома Камиля Фламмариона стала членом Бельгийского и Французского астрономических обществ. Впоследствии Субботина закончила Бестужевские курсы в Петербурге и успешно занималась астрономическими наблюдениями в Пулковской обсерватории, общаясь с коллегами посредством переписки. В книге главного научного сотрудника Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Ольги Вальковой «Жизнь и удивительные приключения астронома Субботиной» (издательство «НЛО»), собравшей эпистолярное наследие ученой и дополнившей его архивными источниками, показано отношение Субботиной и ее современников к самым актуальным астрономическим темам XX века — от космологических идей Леметра до запуска первых искусственных спутников. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным работе над книгой «История кометы Галлея».
С тех пор интерес Н.М. Субботиной к истории астрономии не ослабевал, но в тот момент он несколько поменял свое направление: приближалось очередное свидание Земли с кометой Галлея, и редкая гостья захватила воображение и внимание Субботиной. Судя по ее письмам к Н.А. Морозову, уже в 1908 г. она активно работала над книгой о комете Галлея, хотя сама комета привлекла внимание Нины Михайловны еще раньше. Как мы упоминали выше, примерно с 1905 г. Нина Михайловна выполняла обязанности вычислительницы в большом проекте, предпринятом Русским астрономическим обществом по предвычислению появления кометы Галлея, ожидавшейся в 1910 г.
Работа эта не всегда давалась легко, но неизменно увлекала Н.М. Субботину: «Что касается до моих вычислений, то они приводят меня в отчаяние — где-то явная ошибка и орбита не получается, т[ак] к[ак] контроли не <..>, а работа такая интересная и так хочется хорошо ее кончить, чтобы потом вычислять орб[иту] двойной звезды…». Уже тогда при каждой случайной возможности она посещала Пулково, иногда даже на один день, чтобы «…не пропускать лекции и никого не стеснять в Пулково…»; очень хотела «познакомиться и с дамским персоналом Пулкова», хотя Нина Михайловна боялась «навязывать им себя!». Тем не менее это знакомство, конечно, состоялось.