Пермские боги
Для искусствоведов деревянные ангелы и апостолы из коллекции Пермской художественной галереи — объект изучения. А для деревенских людей, с которыми встречался этнограф Георгий Николаевич Чагин, — домашние святые, напоминающие чертами соседей. Их любили и берегли, как живых людей.
Я считаю, что пермской земле повезло. В 1920‑х шла мощная волна по изъятию ценностей из храмов, прежде всего серебра. И нашелся человек, искусствовед Николай Николаевич Серебренников, который стал собирать деревянную скульптуру, организовывать экспедиции и прошел по храмам, когда они еще действовали. Священники отдавали скульптуру, потому что понимали — на этой волне многое будет утеряно, а в музее есть шанс ее сохранить. А для музея было важно, что предметы были неповрежденные, хорошей сохранности.
Коллекция развивалась, изучалась, стала известной. В 1920‑х годах в журнале «Искусство» вышла статья А.В. Луначарского «Пермские боги», написанная под впечатлением от выставки Николая Серебренникова. Во многом благодаря поддержке Грабаря и Луначарского коллекция стала знаменитой. Она, конечно, не единственная в мире. Подобные есть по всему Русскому Северу и даже южнее. Есть в Ульяновске хорошая коллекция, в Мордовии. Но пермская скульптура имеет местный колорит, этим она выделяется среди собрания скульптур других мест. У нас свой Никола, свои ангелы, свои образы. Например, наш Христос сидит в шабуре — это синий кафтан, повязанный широким поясом. Такие носили коми-пермяки: летом холщовый, а зимой суконный. В лице Христа присутствуют монголоидные черты — разрез глаз, усы с опущенными краями, уплощенное лицо: в Пермском крае жили татары, башкиры и манси.