Вождь и реформы: чем обернется четвертый срок Путина для России
Инаугурация президента состоится 7 мая в 12:00. Новый срок Владимира Путина станет отправной точкой для обновления политической системы в стране
Инаугурация Владимира Путина неизбежно вызывает вопрос о том, какая политика Кремля ожидает нас в ближайшие шесть лет. Но гадать о ней можно будет только после формирования нового правительства, его первых решений и первых (символических) указов президента.
Но вот что обязательно произойдет — и совсем не по воле первого лица, — так это замена в ближайшие годы партийной элиты. Жириновский, Зюганов, Явлинский и Миронов уже отработали свой естественный ресурс: политики девяностых и двухтысячных элементарно постарели. Им на смену должны будут прийти новые лидеры.
Важной и часто не замечаемой особенностью партийной системы в России следует назвать несменяемость руководителей партии. По большому счету основные персонажи пришли к нам из 1993 года, когда состоялись первые выборы в Государственную думу. Это касается всех вышеперечисленных, за исключением Сергея Миронова, чья «Справедливая Россия» возникла значительно позже. Но даже Миронов светится на высших должностях в политике с 2001 года, когда стал председателем Совета Федерации.
За это же время в странах Восточной Европы и Балтии лидеры партий сменились по многу раз, как, впрочем, и сами партии. Подобная безальтернативность руководства — важная примета российской политики, много говорящая об особенностях сложившегося строя.
Вожди вместо лидеров мнений
Партии в России — это не партии в общепринятом смысле слова. Скорее их можно назвать акционерными обществами закрытого типа, в которых контрольный пакет находится у вождя. Такой вождь по временному соглашению допускает в партию тех или иных миноритариев (спонсоров). Так в свое время КПРФ продала место вице-спикера Госудмы Геннадию Семигину, «Яблоко» аналогичный пост Михаилу Юрьеву, а ЛДПР — Михаилу Гуцериеву.
Правда, порой случались попытки инвесторов перекупить весь проект целиком, как это произошло в КПРФ в 2003-2004 годах. В тот момент Семигин попытался отодвинуть Геннадия Зюганова, и давнему лидеру коммунистов пришлось попотеть, чтобы сохранить контроль над партией. За исключением этого случая положение лидеров российских партий оставалось непоколебимым.
Этому способствовало не только сохранение в их руках всех рычагов власти в партиях, но и полное безразличие общества. Никакого давления социума не происходило: партии организовывались не снизу, на основании общей идеологии, а сверху, как типичные вождистские проекты. Даже коммунистическая партия, которая имела хоть какую-то идеологию и опору в обществе, не смогла избегнуть соблазна вождизма и быстро превратилась в личный проект Зюганова.