Сдавайте валюту. Минфин предлагает ограничить конвертируемость рубля в случае кризиса
Минфин предлагает наделить правительство и ЦБ правом на введение жестких валютных ограничений в случае кризиса. Об этом сообщает газета «Ведомости», которой удалось ознакомиться с копией письма министра финансов Антона Силуанова к премьер-министру Дмитрию Медведеву на тему модернизации валютного контроля (подлинность документа изданию подтвердили два федеральных чиновника).
В своем письме глава Минфина признает, что валютное законодательство нужно либерализовать — к примеру, отменить обязательный возврат экспортной выручки в страну, но взамен необходимо предусмотреть жесткие валютные ограничения на случай кризиса.
Озвученные меры предполагают, что власти при необходимости смогут требовать от экспортеров вернуть денежные средства в Россию, в обязательном порядке продавать валютную выручку, получать разрешение на покупку валюты, а также открывать спецсчета для некоторых видов валютных операций и резервировать под них деньги. Соответствующие поправки Минфин предлагает внести в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Один из федеральных чиновников пояснил «Ведомостям», что инициативы Минфина имеют превентивный характер — опыт 2014 года, когда рубль обесценился вдвое, вынуждает ведомство быть готовым к любой ситуации, хотя сейчас предпосылок для повторения кризиса нет.
В отличие от закона трехлетней давности, который позволяет правительству устанавливать минимальную долю расчетов в рублях по экспортным операциям, новая норма будет иметь более широкий охват и коснется в том числе и тех, кто временно инвестирует в российские активы, отмечает собеседник издания. По его словам, инвесторы могут воспринять эти меры негативно, поэтому Минфин будет действовать аккуратно. Что именно будет считаться кризисом, который даст властям право на экстренные меры, пока обсуждается, заключает чиновник.
Другой собеседник «Ведомостей» напомнил, что в декабре 2014 года, когда на рынке был дефицит валюты, президенту Владимиру Путину приходилось лично обзванивать крупных экспортеров. При этом он не объяснил, почему Минфин решил вернуться к этой теме сейчас.