Кем был Григорий Тишкин, увеличивший возраст СПбГУ почти на 100 лет

Санкт-Петербургский университетИстория

Один из тех, кто «состарил» университет

Автор: Асалхан Ользонович Бороноев

Фото: Алексей Лощилов

В истории СПбГУ есть много людей, прославивших его и сыгравших выдающуюся роль в развитии науки и культуры. Одним из них является Григорий Алексеевич Тишкин, историк, совместно с профессором Юрием Давыдовичем Марголисом увеличивший возраст Санкт‑Петербургского университета почти на 100 лет.

Асалхан Ользонович Бороноев — доктор философских наук, профессор СПбГУ (кафедра теории и истории социологии), заслуженный деятель науки РФ и Республики Бурятия, почетный профессор Санкт-Петербургского университета и Восточно-Сибирского университета технологии и управления.

Григорий Алексеевич Тишкин был известной личностью в Университете и в стране как ученый, общественный деятель и педагог. Во всех ипостасях он проявил талант и высокие человеческие качества: увлеченность, ответственность и альтруизм. Многие помнят его, его исследования, его доброту и умение преподавать. Особенно значимым его имя становится в год 300-летия Санкт-Петербургского университета.

Интересно, что до 80-х годов ХХ века никто из ученых не изучал начальные этапы истории Университета. Все приняли за дату его основания 1819 год, когда существовавший с 1804 года Педагогический институт был преобразован Александром I в Университет. Григорий Алексеевич Тишкин и Юрий Давыдович Марголис выяснили, что на самом деле дата основания Петербургского университета — 1724 год. Этим ученые не только «состарили» СПбГУ, но и улучшили его имидж.

Почетный профессор Санкт-Петербургского университета Асалхан Ользонович Бороноев в 1969 году участвовал в торжественном заседании по случаю 150-летия ЛГУ в БКЗ «Октябрьский», а также в 1999 году — по случаю 275-летия Университета в Мариинском театре.

Предоставлено А. О. Бороноевым
Пригласительный билет А. О. Бороноева на празднование 150-летия ЛГУ

О знакомстве и сотрудничестве

С Григорием Алексеевичем я познакомился, когда учился и занимался общественной деятельностью в Университете. Мы были членами партийного комитета, работали в международном студенческом лагере «Буревестник», избирались руководителями профсоюзного комитета ЛГУ. Мы, как говорится, сошлись характерами и часто общались.

В 1980 году я пригласил его на новый факультет социологии читать курс архивоведения. Курс чрезвычайно полезный для социологов, так как, с моей точки зрения, он представляет основу социологического источниковедения. Сегодня значение этого курса невозможно переоценить. Так, исследователь истории русской социологии Марина Васильевна Ломоносова, моя ученица, свои успехи связывает в том числе с тем, что была на лекциях и практических занятиях Григория Алексеевича.

Совместно с историком Евгением Романовичем Ольховским по просьбе коллег я в 2001 году составлял и редактировал Межвузовский сборник к 60-летию Григория Алексеевича, фактически историю нашей дружбы.

О научных интересах и трудах

Со студенческих лет Григорий Алексеевич был увлечен сферой образования как основой культуры. Как пишут биографы, его интерес поддерживали его учителя: профессора Владимир Васильевич Мавродин, Семен Бенцианович Окунь, Наум Григорьевич Сладкевич и другие. Последний был его научным руководителем. С ним, как говорил Григорий Алексеевич, у него сложились уважительно-творческие отношения. Благодаря чему исследователь имел возможность свободного поиска и смог полностью проявить себя.

В числе тем, над которыми работал Григорий Алексеевич, были студенческая жизнь и студенческие движения в Петербурге в 60-х годах ХIХ века как часть общественных борений. Этому была посвящена его кандидатская диссертация 1973 года. Судя по публикациям того времени, Григорий Алексеевич поднял широкий пласт вопросов: проблемы оттепели 60–70-х годов ХIХ века в стране, положение студенческой молодежи, а также состояние университетов и университетского образования.

Эти вопросы ученый продолжал изучать и в последующих исследованиях, результаты которых опубликованы в его многочисленных статьях. Труды Григория Алексеевича всегда были снабжены хорошими источниками и архивными материалами. Это всегда вызывало читательский интерес и способствовало тому, что его часто приглашали в авторские коллективы. Григорий Алексеевич и сам выступал организатором многих значимых коллективных трудов по истории образования и отечественной культуры ХIХ века. Особенно хочется отметить сборник «Петербургский университет и революционное движение в России» 1979 года, в котором Григорий Алексеевич выступил одним из ответственных редакторов.

В своих исследованиях, посвященных университетскому образованию и общественным движениям XIX века, Григорий Алексеевич обращал особое внимание на проблемы в женском образовании. Как писал профессор Евгений Романович Ольховский: «Григорий Алексеевич осуществил в наше время к этой важной теме комплексный, системный подход». Действительно, в многочисленных публикациях Григорий Алексеевич рассматривал «женскую» тему с разных точек зрения. Он показывал важность образования женщин для общественного развития и для фундаментального понимания гуманности в российском обществе в разное время.

На основе результатов своих исследований Григорий Алексеевич издал ряд статей и выступил соавтором в коллективных монографиях. В 1984 году он выпустил фундаментальный труд «Женский вопрос в России: 50–60-е годы XIX века». Результаты исследований, описанные там, легли в основу его одноименной докторской диссертации 1985 года.

Постепенно Григорий Алексеевич стал признанным лидером среди исследователей гендерных проблем в стране. Тем самым он поспособствовал деятельности феминистских организаций, возникших еще в 90-х годах XIX века и вызывавших часто неоднозначную реакцию.

Важно отметить, что Григорий Алексеевич больше обращал внимание на историю эмансипации женщин в России и меньше — на современные проблемы феминизма. Но при этом он старался устранять методологические изъяны предмета исследования, важные сегодня. И значимость его работ по истечении почти 50 лет оставляет его лидером в изучении женской эмансипации. Ведь до сих пор не появилось трудов, соперничающих с его работами, показывающих не только «благородство и преимущество женского пола», но и его проблемы.

Статья Юрия Марголиса и Григория Тишкина в газете «Ленинградский университет». 1984 год. Фото: Екатерина Заикина

О том, как университет стал старше

Исследование студенчества и структуры женского образования вызывали у Григория Алексеевича интерес к истории институтов и, конечно, к истории альма-матер. Этот интерес, который позднее стал целью и привел к важнейшему достижению, появился под влиянием многих факторов.

В частности, того, что в 1980-х годах Григорий Алексеевич был привлечен совместно с Юрием Марголисом к подготовке и редактированию серии книг по истории Ленинградского университета. До этого они составлялись и редактировались выдающимся историком Владимиром Васильевичем Мавродиным, одним из его учителей.

В процессе подготовки томов естественным образом ученые углубились в историю основания Университета. В то время (1969 год, год 150-летия СПбГУ по старой версии) эту тему активно обсуждали также университетские преподаватели. Годом основания считали 1804 год, год создания Педагогического института, который потом преобразовали в Университет.

Григорий Алексеевич всегда подчеркивал, что изучение истории СПбГУ для него связано с именем Юрия Марголиса. Он начал близко общаться с ним во время поездки в Сыктывкар в местный университет в 1979 году. С тех пор, писал он, «мы много работали вместе, выступали как соавторы около 20 раз, занялись историей основания и деятельности Петербургского университета в XVIII веке».

В результате этого научного сотрудничества появились основанные на новых фактах дискуссионно-провоцирующие статьи. В 1983 году в газете «Ленинградский университет», чрезвычайно популярной у универсантов, опубликовали статью «Сколько лет Петербургскому университету?». В 1984 году в этой же газете Григорий Тишкин и Юрий Марголис представили статью «Петербургскому университету — 260 лет». Тогда же в журнале «Нева» появилась статья «Сколько лет Университету на Неве?». Это вызвало дискуссию в Университете, в Петербурге и в других городах страны. Авторы статей стали очень популярными. Универсанты были рады результатам их поиска. Критики были обезоружены, так как суждения ученых были основаны на задокументированных архивных и литературных данных.

Вслед за статьями появились книги «Отечеству на пользу, а россиянам во славу: из истории университетского образования в Петербурге в XVIII — начале XIX века» и «Единым вдохновением: очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX века», которые определили признание новой даты рождения СПбГУ — 28 января (8 февраля по новому стилю. — Прим. ред.) 1724 года. Ее закрепили постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379.

Дата основания СПбГУ — 28 января (8 февраля) 1724 года — закреплена поставлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379. Фото: Алексей Лощилов

Тогда же началась подготовка к 275-летию Санкт-Петербургского университета. Этот юбилей был большим событием для академического сообщества страны. Он помог подчеркнуть роль СПбГУ, а также других университетов в развитии наук, технологий и культуры. Эта встряска в те годы была очень важна: вклад науки и отечественной культуры в развитие общества был почти забыт, развивалось негативное отношение к истории страны.

Важно отметить, что Григорий Тишкин и Юрий Марголис не противопоставляли новую дату другим. Они говорили о том, что их результаты помогли увеличить исторический «возраст» университетского образования в стране, которое является важным элементом истории российской культуры. Благодаря этому были предотвращены грубые дискуссии о первенстве и о вкладе в развитие страны того или иного университета.

Григорий Алексеевич часто рассказывал о том, как это удалось. Чтобы уйти от возможных обвинений и критических ситуаций, ученые руководствовались принципом «на критику отвечать новыми фактами». Таким образом, конфликты возникали, но благодаря позиции авторов сводились к нулю.

После кончины Юрия Марголиса в 1996 году Григорий Алексеевич продолжал начатое дело. На него легла ноша празднования 275-летия Университета в 1999 году. Материалы и документы этого события представлены в составленной им книге «Празднование 275-й годовщины основания Санкт-Петербургского университета».

Григорий Алексеевич Тишкин (1941–2011) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра архивоведения).

Биография

Юрий Давыдович Марголис (1930–1996) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра истории России с древнейших времен до XX века).

Биография

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Научная мозаика Научная мозаика

Исследователи защите от излучения, второй жизни золы и иронии

Санкт-Петербургский университет
Опасные элементы Ржевского лесопарка Опасные элементы Ржевского лесопарка

Насколько высока концентрация металлов в грибах и почве Ржевского лесопарка?

Санкт-Петербургский университет
Дело семейное Дело семейное

Генеалогическое древо связывало саксонских королей Англии и герцогов Нормандии

Дилетант
Раскрывая тайны судьбы социолога Раскрывая тайны судьбы социолога

Архивные документы о жизни и творчестве социолога Николая Андреева

Санкт-Петербургский университет
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – сила
«Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности» «Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности»

Чем опасны одиночество и социальная изоляция

N+1
«Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений» «Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений»

Как Сергей Микушев решил получать профессию в области физики

Санкт-Петербургский университет
«Он не изменник, а жертва родительской нелюбви»: почему нельзя оправдывать неэтичное поведение травмами «Он не изменник, а жертва родительской нелюбви»: почему нельзя оправдывать неэтичное поведение травмами

Давайте разберемся, почему «этическое не лечится»

Psychologies
Борьба с вирусом: как быстро вылечить простуду Борьба с вирусом: как быстро вылечить простуду

Когда простуду можно вылечить самостоятельно?

ТехИнсайдер
Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии! Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии!

Современный геном Японии сформировался из протокорейцев и населения Дзёмон

ТехИнсайдер
Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу

Октябрь — месяц осведомленности о раке молочной железы. Несколько вопросов о нем

СНОБ
Стартер не крутит: в чем причины и как завести машину Стартер не крутит: в чем причины и как завести машину

Все про неисправность стартера: из-за чего возникает, как устранить, опасно ли

РБК
Геологоразведке нужны гарантии Геологоразведке нужны гарантии

Структура добычи углеводородов в России может существенно измениться

Деньги
Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни

Зумеры воспринимает критику в свой адрес на работе как знак личной неприязни

Forbes
Однажды 20 лет спустя: может ли грузинская оппозиция повторить «революцию роз» Однажды 20 лет спустя: может ли грузинская оппозиция повторить «революцию роз»

Победа правящей в стране «Грузинской мечты» еще не окончательна

Forbes
Кофейно-чайная зависимость страны Кофейно-чайная зависимость страны

Есть ли возможность увеличить долю сырья на рынке горячих напитков России

Агроинвестор
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
По следам ушедшей эпохи По следам ушедшей эпохи

Реконструкция уникальной исторической квартиры в стиле ар-нуво

SALON-Interior
4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги 4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги

Как думаете, что можно назвать лучшим лекарством от тревожности?

Psychologies
Телескопы будущего Телескопы будущего

Владимир Сурдин о разработках для изучения космоса

Вокруг света
«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» «Гоголя почитайте, камон,— все то же самое»

Куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти

Weekend
«Я-ловушка» и еще 4 тренда дейтинг-приложений, которые ждут нас в 2025 году «Я-ловушка» и еще 4 тренда дейтинг-приложений, которые ждут нас в 2025 году

Пять тенденций в сфере знакомств, которые будут актуальны в 2025 году

Psychologies
Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых

О влиянии недовольства, гнева и обид в отношениях родителей на ребенка

Forbes
Хронология событий Хронология событий

Алжирская война длилась с 1954 по 1962 год, но началось всё гораздо раньше

Дилетант
7 комнатных растений, которые можно выращивать в обычной банке 7 комнатных растений, которые можно выращивать в обычной банке

Как в банке вырастить комнатный цветок?

VOICE
Неизбывность сюжетов и снега: как прошел фестиваль «Маяк» Неизбывность сюжетов и снега: как прошел фестиваль «Маяк»

О программе фестиваля актуального российского кино «Маяк»

РБК
История развития морских беспилотников. Часть 3 История развития морских беспилотников. Часть 3

О создании подводного беспилотника Судного дня и о других морских беспилотниках

Наука и техника
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
Самые опасные молодежные субкультуры девяностых и нулевых, или Чем баловались родители квадроберов Самые опасные молодежные субкультуры девяностых и нулевых, или Чем баловались родители квадроберов

Нынче принято винить молодежь в распущенности и дикости, но стоит задуматься

Maxim
Открыть в приложении