Кем был Григорий Тишкин, увеличивший возраст СПбГУ почти на 100 лет

Санкт-Петербургский университетИстория

Один из тех, кто «состарил» университет

Автор: Асалхан Ользонович Бороноев

Фото: Алексей Лощилов

В истории СПбГУ есть много людей, прославивших его и сыгравших выдающуюся роль в развитии науки и культуры. Одним из них является Григорий Алексеевич Тишкин, историк, совместно с профессором Юрием Давыдовичем Марголисом увеличивший возраст Санкт‑Петербургского университета почти на 100 лет.

Асалхан Ользонович Бороноев — доктор философских наук, профессор СПбГУ (кафедра теории и истории социологии), заслуженный деятель науки РФ и Республики Бурятия, почетный профессор Санкт-Петербургского университета и Восточно-Сибирского университета технологии и управления.

Григорий Алексеевич Тишкин был известной личностью в Университете и в стране как ученый, общественный деятель и педагог. Во всех ипостасях он проявил талант и высокие человеческие качества: увлеченность, ответственность и альтруизм. Многие помнят его, его исследования, его доброту и умение преподавать. Особенно значимым его имя становится в год 300-летия Санкт-Петербургского университета.

Интересно, что до 80-х годов ХХ века никто из ученых не изучал начальные этапы истории Университета. Все приняли за дату его основания 1819 год, когда существовавший с 1804 года Педагогический институт был преобразован Александром I в Университет. Григорий Алексеевич Тишкин и Юрий Давыдович Марголис выяснили, что на самом деле дата основания Петербургского университета — 1724 год. Этим ученые не только «состарили» СПбГУ, но и улучшили его имидж.

Почетный профессор Санкт-Петербургского университета Асалхан Ользонович Бороноев в 1969 году участвовал в торжественном заседании по случаю 150-летия ЛГУ в БКЗ «Октябрьский», а также в 1999 году — по случаю 275-летия Университета в Мариинском театре.

Предоставлено А. О. Бороноевым
Пригласительный билет А. О. Бороноева на празднование 150-летия ЛГУ

О знакомстве и сотрудничестве

С Григорием Алексеевичем я познакомился, когда учился и занимался общественной деятельностью в Университете. Мы были членами партийного комитета, работали в международном студенческом лагере «Буревестник», избирались руководителями профсоюзного комитета ЛГУ. Мы, как говорится, сошлись характерами и часто общались.

В 1980 году я пригласил его на новый факультет социологии читать курс архивоведения. Курс чрезвычайно полезный для социологов, так как, с моей точки зрения, он представляет основу социологического источниковедения. Сегодня значение этого курса невозможно переоценить. Так, исследователь истории русской социологии Марина Васильевна Ломоносова, моя ученица, свои успехи связывает в том числе с тем, что была на лекциях и практических занятиях Григория Алексеевича.

Совместно с историком Евгением Романовичем Ольховским по просьбе коллег я в 2001 году составлял и редактировал Межвузовский сборник к 60-летию Григория Алексеевича, фактически историю нашей дружбы.

О научных интересах и трудах

Со студенческих лет Григорий Алексеевич был увлечен сферой образования как основой культуры. Как пишут биографы, его интерес поддерживали его учителя: профессора Владимир Васильевич Мавродин, Семен Бенцианович Окунь, Наум Григорьевич Сладкевич и другие. Последний был его научным руководителем. С ним, как говорил Григорий Алексеевич, у него сложились уважительно-творческие отношения. Благодаря чему исследователь имел возможность свободного поиска и смог полностью проявить себя.

В числе тем, над которыми работал Григорий Алексеевич, были студенческая жизнь и студенческие движения в Петербурге в 60-х годах ХIХ века как часть общественных борений. Этому была посвящена его кандидатская диссертация 1973 года. Судя по публикациям того времени, Григорий Алексеевич поднял широкий пласт вопросов: проблемы оттепели 60–70-х годов ХIХ века в стране, положение студенческой молодежи, а также состояние университетов и университетского образования.

Эти вопросы ученый продолжал изучать и в последующих исследованиях, результаты которых опубликованы в его многочисленных статьях. Труды Григория Алексеевича всегда были снабжены хорошими источниками и архивными материалами. Это всегда вызывало читательский интерес и способствовало тому, что его часто приглашали в авторские коллективы. Григорий Алексеевич и сам выступал организатором многих значимых коллективных трудов по истории образования и отечественной культуры ХIХ века. Особенно хочется отметить сборник «Петербургский университет и революционное движение в России» 1979 года, в котором Григорий Алексеевич выступил одним из ответственных редакторов.

В своих исследованиях, посвященных университетскому образованию и общественным движениям XIX века, Григорий Алексеевич обращал особое внимание на проблемы в женском образовании. Как писал профессор Евгений Романович Ольховский: «Григорий Алексеевич осуществил в наше время к этой важной теме комплексный, системный подход». Действительно, в многочисленных публикациях Григорий Алексеевич рассматривал «женскую» тему с разных точек зрения. Он показывал важность образования женщин для общественного развития и для фундаментального понимания гуманности в российском обществе в разное время.

На основе результатов своих исследований Григорий Алексеевич издал ряд статей и выступил соавтором в коллективных монографиях. В 1984 году он выпустил фундаментальный труд «Женский вопрос в России: 50–60-е годы XIX века». Результаты исследований, описанные там, легли в основу его одноименной докторской диссертации 1985 года.

Постепенно Григорий Алексеевич стал признанным лидером среди исследователей гендерных проблем в стране. Тем самым он поспособствовал деятельности феминистских организаций, возникших еще в 90-х годах XIX века и вызывавших часто неоднозначную реакцию.

Важно отметить, что Григорий Алексеевич больше обращал внимание на историю эмансипации женщин в России и меньше — на современные проблемы феминизма. Но при этом он старался устранять методологические изъяны предмета исследования, важные сегодня. И значимость его работ по истечении почти 50 лет оставляет его лидером в изучении женской эмансипации. Ведь до сих пор не появилось трудов, соперничающих с его работами, показывающих не только «благородство и преимущество женского пола», но и его проблемы.

Статья Юрия Марголиса и Григория Тишкина в газете «Ленинградский университет». 1984 год. Фото: Екатерина Заикина

О том, как университет стал старше

Исследование студенчества и структуры женского образования вызывали у Григория Алексеевича интерес к истории институтов и, конечно, к истории альма-матер. Этот интерес, который позднее стал целью и привел к важнейшему достижению, появился под влиянием многих факторов.

В частности, того, что в 1980-х годах Григорий Алексеевич был привлечен совместно с Юрием Марголисом к подготовке и редактированию серии книг по истории Ленинградского университета. До этого они составлялись и редактировались выдающимся историком Владимиром Васильевичем Мавродиным, одним из его учителей.

В процессе подготовки томов естественным образом ученые углубились в историю основания Университета. В то время (1969 год, год 150-летия СПбГУ по старой версии) эту тему активно обсуждали также университетские преподаватели. Годом основания считали 1804 год, год создания Педагогического института, который потом преобразовали в Университет.

Григорий Алексеевич всегда подчеркивал, что изучение истории СПбГУ для него связано с именем Юрия Марголиса. Он начал близко общаться с ним во время поездки в Сыктывкар в местный университет в 1979 году. С тех пор, писал он, «мы много работали вместе, выступали как соавторы около 20 раз, занялись историей основания и деятельности Петербургского университета в XVIII веке».

В результате этого научного сотрудничества появились основанные на новых фактах дискуссионно-провоцирующие статьи. В 1983 году в газете «Ленинградский университет», чрезвычайно популярной у универсантов, опубликовали статью «Сколько лет Петербургскому университету?». В 1984 году в этой же газете Григорий Тишкин и Юрий Марголис представили статью «Петербургскому университету — 260 лет». Тогда же в журнале «Нева» появилась статья «Сколько лет Университету на Неве?». Это вызвало дискуссию в Университете, в Петербурге и в других городах страны. Авторы статей стали очень популярными. Универсанты были рады результатам их поиска. Критики были обезоружены, так как суждения ученых были основаны на задокументированных архивных и литературных данных.

Вслед за статьями появились книги «Отечеству на пользу, а россиянам во славу: из истории университетского образования в Петербурге в XVIII — начале XIX века» и «Единым вдохновением: очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX века», которые определили признание новой даты рождения СПбГУ — 28 января (8 февраля по новому стилю. — Прим. ред.) 1724 года. Ее закрепили постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379.

Дата основания СПбГУ — 28 января (8 февраля) 1724 года — закреплена поставлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379. Фото: Алексей Лощилов

Тогда же началась подготовка к 275-летию Санкт-Петербургского университета. Этот юбилей был большим событием для академического сообщества страны. Он помог подчеркнуть роль СПбГУ, а также других университетов в развитии наук, технологий и культуры. Эта встряска в те годы была очень важна: вклад науки и отечественной культуры в развитие общества был почти забыт, развивалось негативное отношение к истории страны.

Важно отметить, что Григорий Тишкин и Юрий Марголис не противопоставляли новую дату другим. Они говорили о том, что их результаты помогли увеличить исторический «возраст» университетского образования в стране, которое является важным элементом истории российской культуры. Благодаря этому были предотвращены грубые дискуссии о первенстве и о вкладе в развитие страны того или иного университета.

Григорий Алексеевич часто рассказывал о том, как это удалось. Чтобы уйти от возможных обвинений и критических ситуаций, ученые руководствовались принципом «на критику отвечать новыми фактами». Таким образом, конфликты возникали, но благодаря позиции авторов сводились к нулю.

После кончины Юрия Марголиса в 1996 году Григорий Алексеевич продолжал начатое дело. На него легла ноша празднования 275-летия Университета в 1999 году. Материалы и документы этого события представлены в составленной им книге «Празднование 275-й годовщины основания Санкт-Петербургского университета».

Григорий Алексеевич Тишкин (1941–2011) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра архивоведения).

Биография

Юрий Давыдович Марголис (1930–1996) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра истории России с древнейших времен до XX века).

Биография

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Научная мозаика Научная мозаика

Исследователи защите от излучения, второй жизни золы и иронии

Санкт-Петербургский университет
Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации

Что удерживает Ближний Восток от большой войны

Монокль
Петербургские визитки Петербургские визитки

Малоизвестные факты о слишком хорошо известных местах

Weekend
Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью

Provider woman: что это за тренд и как он влияет на традиционные устои общества?

Forbes
Ткать узор дальше Ткать узор дальше

Почему последствия ссоры с Россией окажутся болезненными для Азербайджана?

Монокль
5 признаков того, что вашей жизнью правит озлобленный внутренний ребенок 5 признаков того, что вашей жизнью правит озлобленный внутренний ребенок

Как понять, что вашей жизнью управляет травмированный, злой внутренний ребенок

Psychologies
Богатство не для всех Богатство не для всех

Почему в мире растет разрыв в доходах

РБК
И в горе, и в хорроре И в горе, и в хорроре

«Спи»: ужасы семейных ценностей

Weekend
Слонихи из зоопарка вспомнили запахи бывших смотрителей Слонихи из зоопарка вспомнили запахи бывших смотрителей

Слоны способны долго хранить воспоминания о знакомых людях

N+1
Как играть в шахматы с компьютером бесплатно: топ-5 популярных сервисов Как играть в шахматы с компьютером бесплатно: топ-5 популярных сервисов

Если у вас нет напарника для игры в шахматы, можно использовать ИИ

CHIP
«Синдром Питера Пэна»: как понять, что ты имеешь дело с мужчиной, который так и не повзрослел «Синдром Питера Пэна»: как понять, что ты имеешь дело с мужчиной, который так и не повзрослел

Что такое синдром Питера Пэна и что делать, если твой партнер инфантилен?

VOICE
А если не вода? 8 полезных напитков А если не вода? 8 полезных напитков

Можно ли заменить воду другими напитками?

ТехИнсайдер
Доллар по 100: почему опять дешевеет рубль и надолго ли это Доллар по 100: почему опять дешевеет рубль и надолго ли это

Когда мы увидим доллар по 100 рублей и чего ждать от национальной валюты?

Forbes
Необычная история изобретения тату-машинок: при чем тут Томас Эдисон? Необычная история изобретения тату-машинок: при чем тут Томас Эдисон?

Кто придумал тату-машинку?

ТехИнсайдер
Дорогу главной! Дорогу главной!

7 прав, которые у тебя есть при встрече с инспектором ГАИ

Лиза
Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа

Программа, которая облегчает выявление генетических причин тяжелых заболеваний

Наука и техника
Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец

Скорее всего, люди одомашнили конийских муфлонов в Центральной Анатолии

N+1
Курс на Восток Курс на Восток

Интерьер как портрет владелицы с учётом принципов древнеиндийской философии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ

ЗИЛ-4972: последний культовый вездеход завода имени Лихачёва

ТехИнсайдер
Психоанализ и кино. Как кинематограф заставляет внутренних демонов работать Психоанализ и кино. Как кинематограф заставляет внутренних демонов работать

Киновед Вячеслав Корнев — о психоанализе и коллективных неврозах в кино

СНОБ
Продажи важнее креатива и ценности бренда Продажи важнее креатива и ценности бренда

Какие вызовы сегодня стоят перед российскими модными компаниями

Монокль
Скрытые повреждения Скрытые повреждения

Хотя Франция отпустила Алжир, война её не отпускала и разъедала изнутри...

Дилетант
Как японский секонд-хенд завоевывает мир и помогает стране пережить инфляцию Как японский секонд-хенд завоевывает мир и помогает стране пережить инфляцию

Что, кому и за сколько продают секонд-хенды и почему в Японии их так много

Forbes
Столетняя икона Столетняя икона

Отрывок из автобиографии самой пожилой fashion-знаменитости в мире

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Кострома: Личный опыт Кострома: Личный опыт

Впечатления автотуристов из Москвы, которые приехали в Кострому на уик-энд

КАНТРИ Русская азбука
Телескопы будущего Телескопы будущего

Владимир Сурдин о разработках для изучения космоса

Вокруг света
Северный полюс – 2024. Новые рекорды Северный полюс – 2024. Новые рекорды

В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техника
Очень скучное кино: почему список рекомендуемых фильмов вряд ли понравится школьникам Очень скучное кино: почему список рекомендуемых фильмов вряд ли понравится школьникам

Почему список фильмов, рекомендованных для школьников, очень скучный

Forbes
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
Что влияет на вашу репутацию? Ученые раскрыли секрет успешного сотрудничества! Что влияет на вашу репутацию? Ученые раскрыли секрет успешного сотрудничества!

Как поддерживать сотрудничество между людьми без опоры на социальные нормы?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении