Кем был Григорий Тишкин, увеличивший возраст СПбГУ почти на 100 лет

Санкт-Петербургский университетИстория

Один из тех, кто «состарил» университет

Автор: Асалхан Ользонович Бороноев

Фото: Алексей Лощилов

В истории СПбГУ есть много людей, прославивших его и сыгравших выдающуюся роль в развитии науки и культуры. Одним из них является Григорий Алексеевич Тишкин, историк, совместно с профессором Юрием Давыдовичем Марголисом увеличивший возраст Санкт‑Петербургского университета почти на 100 лет.

Асалхан Ользонович Бороноев — доктор философских наук, профессор СПбГУ (кафедра теории и истории социологии), заслуженный деятель науки РФ и Республики Бурятия, почетный профессор Санкт-Петербургского университета и Восточно-Сибирского университета технологии и управления.

Григорий Алексеевич Тишкин был известной личностью в Университете и в стране как ученый, общественный деятель и педагог. Во всех ипостасях он проявил талант и высокие человеческие качества: увлеченность, ответственность и альтруизм. Многие помнят его, его исследования, его доброту и умение преподавать. Особенно значимым его имя становится в год 300-летия Санкт-Петербургского университета.

Интересно, что до 80-х годов ХХ века никто из ученых не изучал начальные этапы истории Университета. Все приняли за дату его основания 1819 год, когда существовавший с 1804 года Педагогический институт был преобразован Александром I в Университет. Григорий Алексеевич Тишкин и Юрий Давыдович Марголис выяснили, что на самом деле дата основания Петербургского университета — 1724 год. Этим ученые не только «состарили» СПбГУ, но и улучшили его имидж.

Почетный профессор Санкт-Петербургского университета Асалхан Ользонович Бороноев в 1969 году участвовал в торжественном заседании по случаю 150-летия ЛГУ в БКЗ «Октябрьский», а также в 1999 году — по случаю 275-летия Университета в Мариинском театре.

Предоставлено А. О. Бороноевым
Пригласительный билет А. О. Бороноева на празднование 150-летия ЛГУ

О знакомстве и сотрудничестве

С Григорием Алексеевичем я познакомился, когда учился и занимался общественной деятельностью в Университете. Мы были членами партийного комитета, работали в международном студенческом лагере «Буревестник», избирались руководителями профсоюзного комитета ЛГУ. Мы, как говорится, сошлись характерами и часто общались.

В 1980 году я пригласил его на новый факультет социологии читать курс архивоведения. Курс чрезвычайно полезный для социологов, так как, с моей точки зрения, он представляет основу социологического источниковедения. Сегодня значение этого курса невозможно переоценить. Так, исследователь истории русской социологии Марина Васильевна Ломоносова, моя ученица, свои успехи связывает в том числе с тем, что была на лекциях и практических занятиях Григория Алексеевича.

Совместно с историком Евгением Романовичем Ольховским по просьбе коллег я в 2001 году составлял и редактировал Межвузовский сборник к 60-летию Григория Алексеевича, фактически историю нашей дружбы.

О научных интересах и трудах

Со студенческих лет Григорий Алексеевич был увлечен сферой образования как основой культуры. Как пишут биографы, его интерес поддерживали его учителя: профессора Владимир Васильевич Мавродин, Семен Бенцианович Окунь, Наум Григорьевич Сладкевич и другие. Последний был его научным руководителем. С ним, как говорил Григорий Алексеевич, у него сложились уважительно-творческие отношения. Благодаря чему исследователь имел возможность свободного поиска и смог полностью проявить себя.

В числе тем, над которыми работал Григорий Алексеевич, были студенческая жизнь и студенческие движения в Петербурге в 60-х годах ХIХ века как часть общественных борений. Этому была посвящена его кандидатская диссертация 1973 года. Судя по публикациям того времени, Григорий Алексеевич поднял широкий пласт вопросов: проблемы оттепели 60–70-х годов ХIХ века в стране, положение студенческой молодежи, а также состояние университетов и университетского образования.

Эти вопросы ученый продолжал изучать и в последующих исследованиях, результаты которых опубликованы в его многочисленных статьях. Труды Григория Алексеевича всегда были снабжены хорошими источниками и архивными материалами. Это всегда вызывало читательский интерес и способствовало тому, что его часто приглашали в авторские коллективы. Григорий Алексеевич и сам выступал организатором многих значимых коллективных трудов по истории образования и отечественной культуры ХIХ века. Особенно хочется отметить сборник «Петербургский университет и революционное движение в России» 1979 года, в котором Григорий Алексеевич выступил одним из ответственных редакторов.

В своих исследованиях, посвященных университетскому образованию и общественным движениям XIX века, Григорий Алексеевич обращал особое внимание на проблемы в женском образовании. Как писал профессор Евгений Романович Ольховский: «Григорий Алексеевич осуществил в наше время к этой важной теме комплексный, системный подход». Действительно, в многочисленных публикациях Григорий Алексеевич рассматривал «женскую» тему с разных точек зрения. Он показывал важность образования женщин для общественного развития и для фундаментального понимания гуманности в российском обществе в разное время.

На основе результатов своих исследований Григорий Алексеевич издал ряд статей и выступил соавтором в коллективных монографиях. В 1984 году он выпустил фундаментальный труд «Женский вопрос в России: 50–60-е годы XIX века». Результаты исследований, описанные там, легли в основу его одноименной докторской диссертации 1985 года.

Постепенно Григорий Алексеевич стал признанным лидером среди исследователей гендерных проблем в стране. Тем самым он поспособствовал деятельности феминистских организаций, возникших еще в 90-х годах XIX века и вызывавших часто неоднозначную реакцию.

Важно отметить, что Григорий Алексеевич больше обращал внимание на историю эмансипации женщин в России и меньше — на современные проблемы феминизма. Но при этом он старался устранять методологические изъяны предмета исследования, важные сегодня. И значимость его работ по истечении почти 50 лет оставляет его лидером в изучении женской эмансипации. Ведь до сих пор не появилось трудов, соперничающих с его работами, показывающих не только «благородство и преимущество женского пола», но и его проблемы.

Статья Юрия Марголиса и Григория Тишкина в газете «Ленинградский университет». 1984 год. Фото: Екатерина Заикина

О том, как университет стал старше

Исследование студенчества и структуры женского образования вызывали у Григория Алексеевича интерес к истории институтов и, конечно, к истории альма-матер. Этот интерес, который позднее стал целью и привел к важнейшему достижению, появился под влиянием многих факторов.

В частности, того, что в 1980-х годах Григорий Алексеевич был привлечен совместно с Юрием Марголисом к подготовке и редактированию серии книг по истории Ленинградского университета. До этого они составлялись и редактировались выдающимся историком Владимиром Васильевичем Мавродиным, одним из его учителей.

В процессе подготовки томов естественным образом ученые углубились в историю основания Университета. В то время (1969 год, год 150-летия СПбГУ по старой версии) эту тему активно обсуждали также университетские преподаватели. Годом основания считали 1804 год, год создания Педагогического института, который потом преобразовали в Университет.

Григорий Алексеевич всегда подчеркивал, что изучение истории СПбГУ для него связано с именем Юрия Марголиса. Он начал близко общаться с ним во время поездки в Сыктывкар в местный университет в 1979 году. С тех пор, писал он, «мы много работали вместе, выступали как соавторы около 20 раз, занялись историей основания и деятельности Петербургского университета в XVIII веке».

В результате этого научного сотрудничества появились основанные на новых фактах дискуссионно-провоцирующие статьи. В 1983 году в газете «Ленинградский университет», чрезвычайно популярной у универсантов, опубликовали статью «Сколько лет Петербургскому университету?». В 1984 году в этой же газете Григорий Тишкин и Юрий Марголис представили статью «Петербургскому университету — 260 лет». Тогда же в журнале «Нева» появилась статья «Сколько лет Университету на Неве?». Это вызвало дискуссию в Университете, в Петербурге и в других городах страны. Авторы статей стали очень популярными. Универсанты были рады результатам их поиска. Критики были обезоружены, так как суждения ученых были основаны на задокументированных архивных и литературных данных.

Вслед за статьями появились книги «Отечеству на пользу, а россиянам во славу: из истории университетского образования в Петербурге в XVIII — начале XIX века» и «Единым вдохновением: очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX века», которые определили признание новой даты рождения СПбГУ — 28 января (8 февраля по новому стилю. — Прим. ред.) 1724 года. Ее закрепили постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379.

Дата основания СПбГУ — 28 января (8 февраля) 1724 года — закреплена поставлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379. Фото: Алексей Лощилов

Тогда же началась подготовка к 275-летию Санкт-Петербургского университета. Этот юбилей был большим событием для академического сообщества страны. Он помог подчеркнуть роль СПбГУ, а также других университетов в развитии наук, технологий и культуры. Эта встряска в те годы была очень важна: вклад науки и отечественной культуры в развитие общества был почти забыт, развивалось негативное отношение к истории страны.

Важно отметить, что Григорий Тишкин и Юрий Марголис не противопоставляли новую дату другим. Они говорили о том, что их результаты помогли увеличить исторический «возраст» университетского образования в стране, которое является важным элементом истории российской культуры. Благодаря этому были предотвращены грубые дискуссии о первенстве и о вкладе в развитие страны того или иного университета.

Григорий Алексеевич часто рассказывал о том, как это удалось. Чтобы уйти от возможных обвинений и критических ситуаций, ученые руководствовались принципом «на критику отвечать новыми фактами». Таким образом, конфликты возникали, но благодаря позиции авторов сводились к нулю.

После кончины Юрия Марголиса в 1996 году Григорий Алексеевич продолжал начатое дело. На него легла ноша празднования 275-летия Университета в 1999 году. Материалы и документы этого события представлены в составленной им книге «Празднование 275-й годовщины основания Санкт-Петербургского университета».

Григорий Алексеевич Тишкин (1941–2011) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра архивоведения).

Биография

Юрий Давыдович Марголис (1930–1996) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра истории России с древнейших времен до XX века).

Биография

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всаднику вернули историчность Всаднику вернули историчность

Как студенты отреставрировали малую модель знаменитого Медного всадника

Санкт-Петербургский университет
5 скрытых признаков нелюбви к себе 5 скрытых признаков нелюбви к себе

Какие привычки говорят о тайной нелюбви к самому себе?

Psychologies
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов

Какие мультики помогают детям формировать эмоциональный интеллект

Psychologies
Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
«Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями «Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями

Женщины России, которые смогли стряхнуть пыль со слова «музей»

Forbes
Внимание, опора и возможность проявить себя: что современные дети ждут от взрослых Внимание, опора и возможность проявить себя: что современные дети ждут от взрослых

Как взрослым лучше общаться с поколением альфа, чтобы находить общий язык

Forbes
История кино: почему в старых фильмах люди двигаются неестественно быстро? История кино: почему в старых фильмах люди двигаются неестественно быстро?

Почему в черно-белых фильмах у людей такие странные движения?

ТехИнсайдер
Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале

Актриса Дарья Екамасова — как артисту попасть в зарубежный проект?

СНОБ
Кострома: Личный опыт Кострома: Личный опыт

Впечатления автотуристов из Москвы, которые приехали в Кострому на уик-энд

КАНТРИ Русская азбука
Скрытые повреждения Скрытые повреждения

Хотя Франция отпустила Алжир, война её не отпускала и разъедала изнутри...

Дилетант
Курсовая работа: как выпускники психфака создали заметную школу data science Курсовая работа: как выпускники психфака создали заметную школу data science

Онлайн-школа karpov.courses начиналась как pet-проект выпускников психфака

Forbes
Cмешай и соедини! Cмешай и соедини!

Сбрасываем вес, не испытывая чувства голода

Лиза
Пропала энергия? Какие продукты помогут зарядить вас Пропала энергия? Какие продукты помогут зарядить вас

Почему уже в середине дня вы умираете с голоду?

ТехИнсайдер
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Повторение сотворения Повторение сотворения

Тавтология как главный прием Киры Муратовой

Weekend
Необычная история изобретения тату-машинок: при чем тут Томас Эдисон? Необычная история изобретения тату-машинок: при чем тут Томас Эдисон?

Кто придумал тату-машинку?

ТехИнсайдер
Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо

Отрывок из книги корейского кинокритика Ли Дон-чжина «Миры Пон Джун-хо»

СНОБ
Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи

Думспендинг: что это за способ борьбы со стрессом и чем он опасен?

Forbes
«Возвращение блудного сына»: от Библии до Рембрандта и Пушкина «Возвращение блудного сына»: от Библии до Рембрандта и Пушкина

Самые известные «блудные сыны» — в арт-расследовании «Сноба»

СНОБ
Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше» Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше»

Если мужа надо пасти, то зачем он такой мне нужен? Вот я так живу

Караван историй
«Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями «Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями

Скоростные машины, которые опасно допускать до соревнований

ТехИнсайдер
Ушаковы Ушаковы

Дворянских родов, носящих фамилию Ушаковы, в России было несколько

Дилетант
Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю

Какой будет новая этика для мессенджеров в условиях гиперконтроля интернета

Forbes
Рекорды Красной планеты: любопытные факты о Марсе Рекорды Красной планеты: любопытные факты о Марсе

Марс — необычная планета, которой поклонялись еще древние греки

ТехИнсайдер
Взять вино на себя Взять вино на себя

Почему гибрид – это свобода, а электромобиль – скорее наоборот

Автопилот
Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека

Как «запах смерти» мобилизует защитные механизмы в нашем организме

ТехИнсайдер
Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты

Вот как ваш поцелуй может сказаться на органах слуха любимого человека

ТехИнсайдер
Станция биологического мониторинга качества воды Станция биологического мониторинга качества воды

Как пресноводные раки помогают ученым определять токсичность воды

Санкт-Петербургский университет
Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец

Скорее всего, люди одомашнили конийских муфлонов в Центральной Анатолии

N+1
Открыть в приложении