«Газпром»: спасение достояния
Владимир Путин поручил «Газпрому» совместно с правительством подготовить программу развития компании на ближайшие десять лет. Крупнейшей газовой компании страны придется все больше разворачиваться вовнутрь, развивать производство продукции из газового сырья с большей добавленной стоимостью
Во время своего выступления на Российской энергетической неделе в конце сентября президент России Владимир Путин поручил «Газпрому» совместно с правительством подготовить программу развития компании на ближайшие десять лет. Программа должна учитывать перенаправление экспортных потоков и рост потребления газа на внутреннем рынке.
«Я прошу компанию и ее руководство совместно с правительством подготовить десятилетний план, реализация которого, безусловно, обеспечит устойчивое развитие корпорации, создание инфраструктуры для изменения географии поставок, — заявил Путин. — Когда я говорю о перераспределении маршрутов, мы все понимаем, о чем идет речь. Здесь наши ранее традиционные покупатели решили отказываться от наших относительно дешевых энергоносителей и решили перейти на более дорогой ресурс. Ну что ж, это их выбор, пусть живут на этом дорогом ресурсе».
Заместитель председателя правительства Александр Новак уточнил, что программа сделает особый акцент на развитие химического производства: «…нефтегазохимические проекты, полиэтилены крупнотоннажные, полипропилены, более глубокая переработка газовой продукции, продукция нефтехимии. Для того чтобы обеспечить наш внутренний рынок, да и поставки на экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью».
Почему правительство озаботилось программой развития «Газпрома»? Компания, гордо именовавшая себя «национальным достоянием», традиционно играла важную роль в формировании доходной составляющей бюджета. Так, еще в 2021 году на «Газпром» пришлось около 3 трлн рублей, или 16% доходов федерального бюджета. А в 2023-м любимая дойная корова правительства стала хромать на все ноги.
На дне
По итогам 2023 года «Газпром» впервые в своей истории (в существующей организационной форме) показал убытки, причем огромные — 629 млрд рублей (см. график 1). Для сравнения: по итогам 2022 года компания показала прибыль в размере 1,23 трлн рублей.
Выручка от продаж сократилась на 27% к 2022 году, до 8,5 трлн рублей. В первую очередь это было обусловлено обвалом поступлений от реализации газа за пределами России — с 7,3 трлн рублей в 2022 году до 2,9 трлн в 2023-м.
Причем отчетность была бы гораздо хуже, если вычесть из нее показатели деятельности «Газпром нефти» — крупнейшей «дочки» «Газпрома». В частности, ее выручка составила 4,1 трлн рублей, в то время как выручка материнского холдинга от продаж газа в целом лишь 3,1 трлн рублей. Кроме того, операционная прибыль нефтяного сегмента на фоне общего убытка группы «Газпром» составила 721 млрд рублей.
EBITDA, ключевой финансовый показатель, «Газпрома» за прошлый год (1,8 трлн рублей) на две трети обеспечен именно за счет «Газпром нефти» (1,2 трлн рублей), а без ее вклада он составил бы только 0,6 трлн рублей.
Если же из EBITDA «Газпрома» убрать и вклад еще одной стопроцентной «дочки» — Газпромэнергохолдинга, то показатель окажется менее 0,5 трлн рублей, это примерно вдвое меньше, чем, скажем, у «НоваТЭКа» (0,9 трлн рублей).
Производственные показатели по газу в 2023 году тоже пробивали дно. Объем добычи по итогам 2023 года составил всего 404 млрд кубометров (см. график 2). Это исторический антирекорд, «Газпром» никогда еще не добывал так мало. В 2022 году было добыто 412,9 млрд кубометров, в довоенном 2021-м — 515,6 млрд. В более хорошие времена показатель добычи газа переваливал за 550 млрд кубометров в год.
Главной причиной убытков «Газпрома» в 2023 году была потеря 85% европейского рынка. Но наложились и другие обстоятельства. «Во-первых, это конфискация его собственности в Германии, которая, согласно бухгалтерским правилам, была списана. Это разовая потеря, — рассуждает научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. — Второй момент связан с налогами. Это уже чисто российское решение, сколько должен платить “Газпром”. В 2022 году он заплатил дополнительно ко всем прочим налогам 1,3 триллиона рублей. А с начала 2023 года он дополнительно каждый месяц платит 50 миллиардов. То есть это 600 миллиардов рублей дополнительных платежей, которые “Газпрому” вменили платить в 2023 году — вне связи с тем, что происходит с его продажами. Это была просто необходимость внести деньги в бюджет с учетом трат государства на всевозможные цели».
Повышенный НДПИ (те самые 50 млрд рублей в месяц) «Газпром» должен будет платить и в 2025 году.
В 2024 году финансовое положение «Газпрома» начало понемногу выправляться. В первом полугодии компания заработала 1,459 трлн рублей EBITDA, что на 19% выше показателя прошлого года. Сказываются эффективная работа нефтяного сегмента, увеличение объемов экспорта газа, включая запланированный рост поставок в Китай, а также активные меры по сдерживанию затрат. Чистая прибыль, относящаяся к акционерам «Газпрома», за шесть месяцев 2024 года составила 1,043 трлн рублей, это более чем втрое превышает результат за аналогичный период прошлого года.
Теперь разберем последовательно возможные направления грядущей десятилетней программы развития крупнейшей российской газовой компании.
Экспортные альтернативы
Начнем с анализа возможностей переориентации экспортных потоков, о которой говорил Путин.
Традиционно основным экспортным рынком сбыта для российского трубопроводного газа была зарубежная Европа. В 2021 году трубопроводный экспорт газа из России в европейском направлении составил 167 млрд кубометров (83% всего экспорта), в том числе в страны ЕС — 132 млрд кубометров (66%). Под западное направление экспорта была заточена и экспортная инфраструктура, магистральные газопроводы, как доставшиеся «Газпрому» в наследство с советских времен, так и реализованные в постсоветский период (Ямал — Европа, «Голубой поток», «Северный поток», «Турецкий поток», «Северный поток — 2» и т. д.).
Однако в 2023 году в зарубежную Европу (без стран СНГ) из России было поставлено по трубам 49,8 млрд кубометров (52% трубопроводного экспорта), в том числе в страны ЕС — 25,7 млрд кубометров (27%).
Тем временем объем трубопроводного экспорта в Китай вырос с 7,6 млрд кубометров (менее 4% трубопроводного экспорта) в 2021 году до 21,3 млрд кубометров (22%) в 2023-м.
Выпавшие европейские объемы экспорта (117 млрд кубометров) прирост поставок в КНР пока компенсирует менее чем на одну десятую, так что общий объем трубопроводного экспорта газа из России в 2023 году был более чем вдвое ниже показателя 2021 года.