Какую новую классику создает композитор Миша Мищенко

Русский репортерКультура

Культура / Неоклассика

«Текст в музыке — как сурдопереводчик»

Какую новую классику создает композитор Миша Мищенко

Миша Мищенко — молодой композитор, который известен своими симфоническими альбомами и музыкой к фильмам (в том числе участникам Каннской программы). В свободное время последователь «классиков», как часто называют минималистов, продюсирует музыкантов своего независимого лейбла Roomtone Records и записывает семплы на промышленных заводах. Накануне выступления Миши на Roof Music Fest 3 сентября «Русский репортер» поговорил с композитором о попытках воссоздать «Могучую кучку», о «светлом» искусстве и о том, как классика становится современной

Текст : Анна Рыжкова

Ты представляешь в России такое музыкальное направление, как неоклассика — так сейчас называют почти любую инструментальную музыку. Как ты сам понимаешь смысл этого довольно спорного термина?

Есть коммерчески выгодные названия, которые человеку проще воспринимать. Я варюсь в этой каше очень давно и до сих пор не понимаю, почему современную инструментальную музыку называют неоклассикой. Вообще термин «неоклассика» звучит как название лака для ногтей. Но если скажешь точнее — «минимализм», никто не поймет. Слышишь «неоклассика» — значит, речь о чем-то классическом, инструментальном, то есть с фортепиано и без голоса. Хотя на самом деле все иначе. В марте у нас, например, было большое симфоническое выступление — 110 человек на сцене, из них 40 вокалистов. Мы, композиторы-минималисты, используем практически все инструменты, в том числе барабаны и бас-гитару. Конечно, бывают элементы, которые ты берешь из всего модерна, отсылки не только к Филипу Глассу, Стивену Райху, но и к Рахманинову и Стравинскому.

Фотография: Даша Волкова

Тогда без искажения смысла современная «классика», или минимализм, — это что?

Классика в любом случае — это музыка, в которую нужно вдумываться. Поэтому она не для всех, хотя сейчас неоклассику часто используют в кино и принято считать, что она понятна массовому слушателю. Людовико Эйнауди, например, выбирает четыре гармонии и несколько альбомов подряд их комбинирует. Людям нравится, люди бегут на концерты.

С настоящей современной классикой люди мало знакомы на самом деле. Я не говорю об авангарде, который можно услышать в консерваториях — такую музыку пытаются продвигать в Союзе композиторов, постоянно жалуясь: «У нас нет работы, нас никто не знает». Важно уловить дух времени. Если ты успел при жизни или если хотя бы один год твоего творчества был «попаданием», это уже хорошо. Ныть и говорить о том, что все вокруг тебе не соответствуют, — абсурд.

В чем виден этот актуальный посыл? Музыкальный язык ведь гораздо сложнее текста. Можно посмотреть на стихи к песне и понять: они о сегодняшнем дне. А как с инструментальной музыкой?

Самый главный критерий — ее слушают люди. В 2007 году, когда я только начал писать музыку, интереса к минимализму не было в России. Все, кто слушал меня, думали, что я европейский композитор (у меня был псевдоним Strike Paints, хотя я не хотел ассоциировать себя с западными музыкантами). Реакция была такой: «Так ты из России, что ли?». Это сейчас уже проявляются люди, которые хотят пропагандировать русский минимализм.

Например, есть проект Sound Up. Мои друзья из Германии и России делают музыкальные вечера. Они ставят русских композиторов в дуэте с разными западными, многие из которых тоже играют минимализм, причем очень разный. Супервылизанная электронная музыка, как из рекламы, следует за выступлением Мартынова с роялем и струнными.

Относительно российской инструментальной музыки на западе есть стереотипы?

Все думают, что композиторы у нас много зарабатывают. Мы ведь пишем современную классическую музыку, играем с симфоническими оркестрами! Еще один распространенный стереотип: человек, который пишет современную классику, — это музыкант с консерваторским образованием, который выходит на сцену в костюмчике. Скоро выйдет видео нашего симфонического концерта, это моя маленькая историческая победа. В большом зале имени Гнесиных звучала музыка человека без специального образования. Я окончил только музыкальную школу, и то последний год мне дался с трудом, потому что хотелось самому создавать музыку, а не играть чужие произведения. И вот создаю.

Как ты думаешь, почему минимализм сейчас в духе времени?

Все идет по кругу, и уже забытые стили возвращаются. Начало XX века, мне кажется, было временем открытий в музыке, потому и музыка была такой разнообразной. Сейчас мы в постмодерне. Мы накопили много багажа и теперь раскладываем его по полочкам, как нравится — совмещаем румбу и металл, современную классику и электронику. Минимализм показывает, как можно получать удовольствие от того, что раньше невозможно было сделать. Я сам выбираю, в какие рамки себя заключать. Скоро будет презентация на Sound Up, мы будем представлять две новые программы вместе с моим другом Кириллом Рихтером. Свой симфонический альбом я написал на тему заводов, он называется «Эксергия» — это слово означает максимальный КПД, которого может достичь любая термодинамическая система (на языке физики).

В альбоме ты имитируешь звуки заводов?

Нет, я специально ездил на разные предприятия и записывал семплы. Мне кажется, после индустриальной революции заводы стали выражением человека. Из этого можно вытянуть много разного материала, не только для оркестровых инструментов, но и электронных и этнических.

Для тебя важно, чтобы в музыке чувствовалась русская рука?

Она и так чувствуется. Потому что здесь другой воздух. Очень сильно влияет на музыку язык. Чем он сложнее, тем ты сложнее можешь воспринимать музыку, поэтому у нас много очень крутых русских классиков. Если вы обратитесь к японским композиторам, например, то тоже услышите, как сложно у них строится музыкальная структура — все из-за языка. У нас еще и прекрасная исполнительская школа в России — лучшие струнные, лучшие пианисты — самые престижные оркестры мира на 50% состоят из русских музыкантов и дирижеров. А в написании музыки, мне кажется, яма. Поэтому и появилось течение композиторов, которые решили обойти школу, навязывающую стереотипы. В этом мой протест, и в этом я, можно сказать, панк. Я готов делать музыку, которую пока понимает узкий круг людей.

Когда-то у тебя была полноценная панк-группа. В твоем случае переход к минимализму — это в первую очередь возможность отказаться от текста?

Голос меня больше привлекает как инструмент, я использую хор в своих произведениях. Хочется, чтобы у людей развивалось воображение. Я с детства не очень люблю песни на русском. Мой папа слушал западную музыку, и мне было все равно, о чем там поют. Но я слышал, что это красивые песни и с душой. Текст — как сурдопереводчик для глухих. Если человек пока что на стадии восприятия музыки только с текстом, — он на начальном этапе.

То есть ты считаешь, что музыка первостепенна?

Да, конечно. Говорят же еще, что все искусства хотят быть подобными музыке. Потому что ей меньше всего нужно, чтобы выразить себя и повлиять на человека. Я с детства хотел писать музыку для кино. Когда я услышал саундтрек Джона Уильямса в «Гарри Поттере» в 2002 году, то понял, как звук оживляет картинку, если правильно его написать. Еще Эрик Сати начал создавать «меблировочную» музыку, то есть фоновую. Мы все неминуемо сейчас живем под такие «саундтреки» к реальности: дома, в магазине, по дороге на работу.

Ты хотел бы, чтобы твою музыку —- современную классику, в которую нужно вдумываться — слушали фоном? Не обидно?

Нет, она же все равно будет влиять на человека. Плюс композитора в том, что он может при жизни делать из звуков то, что меняет людей. Но при этом я никогда не пишу музыку, когда мне плохо — лучше поиграю в приставку или пойду прогуляюсь. Есть люди, которые обращаются к творчеству в момент рефлексии, а есть те, кто просто не может не заниматься искусством. Надеюсь, у меня получается вдохновлять людей, а не заставлять их себя бичевать и жалеть. Послушай Моцарта — ты не убиваешь себя в нем! В музыке — как в мультике «Корпорация монстров». Страшилы всех пугали и вырабатывали энергию. Потом они поняли, что если рассмешить ребенка, то энергии вырабатываться будет гораздо больше. Я здесь согласен с Михаилом Казиником, который говорит, что искусство должно нести свет.

О тебе пишут как о независимом музыканте, при этом у тебя есть свой лейбл и подопечные, которые в шутку называют тебя daddy. Ты устанавливаешь какие-то законы для музыкантов внутри Roomtone Records?

История с лейблом Roomtone Records — это эксперимент над самим собой в первую очередь. Началось с того, что мы с певицей Манижей сделали альбом в 2013 году. Я даже его не выпускал, только спустя год выложил в iTunes. Потом подумал, что можно попробовать поискать талантливых ребят и помочь им записать свою музыку. Нашел около 13 разных вокалистов. Это была маленькая «Фабрика звезд», просто о ней мало кто знал. Но мы уже сделали 11 альбомов, один альбом стал лучшим на iTunes в феврале. Я брался за артистов, которые приходили с коротенькими зарисовками под гитару, но с прекрасными мыслями и голосом. С кем-то мы уже не сотрудничаем: столько музыкантов сложно тянуть одному, когда есть еще своя работа.

А как этот проект помогает лично тебе?

Я как бы проверял, в каких стилистиках смогу работать. Там всего полно, от джаза до гараж-рока, фолка, индипопа, даже госпел есть. Хотел даже собрать что-то вроде новой «Могучей кучки» — объединить современных композиторов и работать вместе в противовес нашему Союзу композиторов! Оказалось, что все боятся оказаться не в своей компании, работать не в своем темпе, сравнивать себя с другими — страх мешает искусству. Мало толку от того, что ты тихо пишешь музыку в стол у себя на даче и выпускаешь альбомы раз в пять лет. Ничто так не сближает, как совместное творчество. Композитор должен учиться взаимодействовать с другими музыкантами, в этом его работа.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Участковый доктор Участковый доктор

Почему компания «Евромед» переключилась на лечение дачников по ОМС?

Forbes
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
Наука о счастье: какой может быть хэппиномика Наука о счастье: какой может быть хэппиномика

Какой может быть наука о счастье и что она способна дать человечеству?

Forbes
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать» Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать»

Почему мы чувствуем бодрость, когда вдыхаем свежий воздух на природе?

ТехИнсайдер
Движение вверх Движение вверх

8 необычных вариантов оформления потолка в квартире

Лиза
Любимчик фортуны Любимчик фортуны

10 способов приманить удачу и стать успешной

Лиза
Плюс в карму Плюс в карму

Как влиять на свою судьбу и менять ход событий

Лиза
Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно

Лайфхаки по уборке ванной и туалета

Новый очаг
Лимфома, удар ножом, ВИЧ и вера: почему чемпионы уходили из спорта и как возвращались Лимфома, удар ножом, ВИЧ и вера: почему чемпионы уходили из спорта и как возвращались

Как величайшие спортсмены уходили на пенсию?

Forbes
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Игра или проблема Игра или проблема

Что такое квадробинг и как реагировать родителям на эту субкультуру?

Лиза
Открыть в приложении