Татьяна Бачинская: «У социально ответственных компаний и прибыль выше»
Центр развития филантропии «Сопричастность» — одна из старейших некоммерческих организаций, которая меняет к лучшему отношение к бизнесу в нашей стране. Начав работу в начале 1990-х, руководитель центра Татьяна Бачинская объясняла бизнесу, почему нужно не только получать прибыль, но и тратить деньги на благополучие своих работников. А когда такая практика прижилась в России, стала рассказывать людям о том, что компании тоже умеют делать по-настоящему важные социальные проекты.
Как рассказывать о корпоративной социальной ответственности, чтобы не было скучно?
Как раз этому мы учим в своей Школе журналистики. Она открыта для всех, кто хочет разобраться в этой сложной теме. Сейчас мы создаем еще курс для студентов медиафакультетов. Хотелось бы, чтобы молодые журналисты увидели: корпоративная социальная ответственность — это не PR и реклама, а хорошее дело, которое важно для общества. Но если отношение к благотворительности постепенно меняется в лучшую сторону, то с корпоративной социальной ответственностью все обстоит хуже.
Почему люди не доверяют бизнесу и рассказам о его добрых делах?
Это достаточно новое явление. Революция прервала культуру благотворительности, ушло уважение к филантропам. Все это время отношение к предпринимателям было негативное, их терпели как вынужденное явление. В 1990-е, когда условий игры еще не было, а бизнес уже появился, он порой не разбирался в средствах и дал много поводов, чтобы о предпринимателях говорили: «Все они жулики и воры!» С тех пор прошло больше двадцати лет, все изменилось. Но плохие новости по-прежнему распространяются быстрее хороших. И государству выгодно поддерживать эту иллюзию. Конечно, важно бороться с нечестными дельцами, но не менее важно рассказывать о достойных представителях бизнеса.
А зачем компаниям кому-то помогать?
Во-первых, это улучшает имидж, повышает репутацию. Современному поколению важно, чтобы компания разделяла их ценности. И таким компаниям достаются лучшие кадры. Вовлекая сотрудников в волонтерство, компания получает их лояльность: люди чувствуют себя счастливее, и работа приобретает дополнительный смысл. Я участвовала в нескольких экологических и социальных акциях Nestle — сотрудники компании учили детей с особенностями здоровья готовить, красили скамейки и убирали мусор в парке. Я заметила, как важно людям, что вместе с ними в акции участвует один из руководителей компании, с какой готовностью и радостью они проводили выходной с пользой. Во-вторых, есть и экономическая выгода. По данным американской Conference Board, у социально ответственных компаний прибыль выше на 63,5%. Кстати, и потребители уже делают выбор в пользу товаров ответственных компаний.
Корпорации могут повлиять на решение какой-либо социальной проблемы?
Есть хороший пример. Основное предприятие компании «Северсталь» находится в Череповце. Алексей Мордашов, первое лицо компании, столкнулся с проблемой высокого уровня преступности в городе. Оказалось, в городе много сирот и беспризорников. Тогда «Северсталь» создала благотворительный фонд «Дорога к дому», который сумел включить в работу органы власти, бизнес, НКО, СМИ и городских активистов. Теперь в городе вместо девяти детских домов с 600 сиротами всего один центр «Наши дети», в котором 139 ребят. Чтобы прийти к таким внушительным результатам, компания проделала огромную работу: провела исследования, выяснила причину, помогла найти сиротам семьи, наладила работу со школами, предоставила жилье молодым матерям, находящимся в трудной жизненной ситуации, помогла им трудоустроиться.
Другой пример — компания «Сахалин Энерджи», которой удалось расположить к себе жителей и местную власть тем, что прежде чем начать производство, компания занялась социальным инвестированием. Был создан Корсаковский партнерский совет по устойчивому развитию, куда вошли разные заинтересованные стороны: местные власти, представители бизнеса, НКО, медиа и активисты. Теперь не власть единолично решает, что нужно сделать в регионе и на что запросить деньги у компании, а Совет, где решение принимается большинством голосов. И если власть просит, скажем, отремонтировать дороги, а представители общественности голосуют за закупку оборудования для детской клиники, то именно закупка оборудования станет задачей номер один.
Компании часто жалуются: они приходят в регион, а их на социалку «прогибает» местная власть, заставляя поддерживать то, что именно она считает важным и первостепенным. Корсаковский совет решил эту проблему на Сахалине, и сейчас эту технологию перенимают другие компании.
Удалось ли вам за двадцать лет привить бизнесу идею социальной ответственности?
Мы стараемся восстановить справедливость, рассказывая о лучших практиках в журнале и на сайте «Бизнес и общество». Но этого мало. Поощрять компании вкладывать деньги в социальные и экологические проекты должно и государство. А государство никак не мотивирует компании заниматься благотворительностью. Когда власть в очередной раз говорит: «Бизнес должен быть социально ответственным», — компании понимают это так, что нужны деньги на строительство храма или дворца. А если ты сам выбрал объект для благотворительности, власть смотрит на это так: ага, значит, у тебя есть лишние средства! Хорошо, когда государство само подает пример. Вот в Швеции уже более двадцати лет существует должность посла по корпоративной социальной ответственности. У нас в стране пока нет сопоставимого института, откуда бы не командовали и раздавали приказы, а поощряли и мотивировали.
Топ-4 лидеров бизнеса в области устойчивого развития в 2019 году
1. CSH Hansen Holding / Дания
Акцент компании в области устойчивого развития направлен на содействие выработке безопасных и здоровых решений для глобального потребителя. 80% доходов поступает от разработки натуральных решений для консервирования таких продуктов, как йогурт и молоко, защиты сельскохозяйственных культур с использованием природных бактерий вместо пестицидов и альтернатив антибиотикам для животных.
2. Kering / Франция
Компания уделяет основное внимание минимизации потребления ресурсов и воздействия на окружающую среду, разработке инновационных решений и созданию уважительной среды для своих сотрудников.
3. Neste Corporation / Финляндия
Neste разрабатывает возобновляемые, с низким уровнем выбросов решения для морской, транспортной, авиационной, химической и пластмассовой промышленности, чтобы убедить своих потребителей снизить зависимость от сырой нефти и выбросы в климат. Недавно фирма перешла на возобновляемое биотопливо.
4. Orsted / Дания
Основными направлениями деятельности компании являются офшорная ветроэнергетика, биоэнергетика и рынки. Каждая область способствует видению планеты, которая полностью работает на зеленой энергии. Основная цель Orsted — сделать общество полностью зависимым от устойчивой энергетики. Источник: Портал «Бизнес и Общество»
«Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере речь пойдет о корпоративной социальной ответственности и взаимодействии бизнеса и благотворительности.
«Одна из наших мам познакомилась на форуме с девушкой из владивостокской компании, она оказалась приемным родителем. Девушка предложила пожертвовать кукол нашему проекту». Татьяна Окунь, руководитель челябинской общественной организации «МногоНас»
Проект «МногоНас», курирующий многодетные семьи Челябинской области, получил в дар от компании из Владивостока 26 тысяч кукол. Руководитель проекта Татьяна Окунь распределила игрушки не только среди своих подопечных, но и передала их 25 южноуральским НКО. Куклы-феи «улетели» в семь городов региона; cреди получателей — подопечные региональных фондов, социально-реабилитационных центров, монастырей, приютов для мам, детских центров.
Известные якутяне стали официантами ради ребенка с ДЦП
В акции, которая прошла в одном из ресторанов города, участвовали семеро известных якутян, в том числе глава Торгово-промышленной палаты Якутии Владимир Членов, председатель Русской общины республики Александр Подголов, замминистра предпринимательства региона Максим Прокопьев. Акция помогла собрать деньги на оплату реабилитационного курса четырехлетней Евве Васильевой, подопечной якутской общественной организации «Подросток». У Еввы диагностирован ДЦП, нижний парапарез. Часть заработанных денег за этот вечер, а также чаевые от гостей ресторана — 34 тысячи рублей — уже передали родителям девочки, но пока из-за эпидемии коронавируса в Китае решено отложить поездку Еввы на лечение.
1 171 724
Такую сумму в рублях удалось собрать за время совместной акции компании КНАУФ (производителя строительных отделочных материалов) и фонда «Старость в радость». Все собранные средства будут потрачены на ремонт домов инвалидов и престарелых в 10 регионах России. Для проведения всех необходимых ремонтных работ, общая стоимость которых составит 4 500 000 рублей, компания дополнительно передала фонду 3 328 276 рублей из собственных средств.
ИКЕА поможет кошкам и собакам найти дом
На сайте ИКЕА появился новый раздел «Домой с другом», где рассказывают о кошках и собаках из приютов и центров помощи, находящихся в регионах присутствия компании. Партнерами инициативы стали, в частности, фонд «Зоозащита», центр реабилитации бездомных животных «Юна», приют «Защити животных».
Под фотографией каждого питомца его имя, пол, возраст, вес и рост. После клика на профиль понравившегося животного посетитель сайта попадает на его страницу в приюте. Когда собака или кошка найдет своего хозяина, под фотографией на сайте ИКЕА появится примечание «уже дома». Компания планирует регулярно пополнять раздел животными, готовыми к «усыновлению».
Фотографии: из личного архива Татьяны Бачинской; приют для бездомных животных «ПОМОГИ ДРУГУ»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl