Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Золотая и справедливая

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

«Золотую Маску» хвалят, ругают, о ней спорят, но ее берегут — прямо как старую крысу в сказке про Маленького принца. Когда Минкульт вышел из числа организаторов премии, в театральном сообществе всерьез заволновались. Не будет ли это означать сокращения финансирования, ведь «Золотая Маска» — не просто российский театральный «Оскар», это фестиваль, объединяющий театральную Россию.

Этот тезис вновь подтвердился 31 октября, когда экспертные советы объявили очередных номинантов. В номинации «Драма. Спектакль большой формы» — 13 претендентов, из них три из Москвы («Три сестры» Константина Богомолова в МХТ им. А. П. Чехова, «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» и «ОПЕРАНИЩИХ» Андрея Прикотенко в театре Сатиры) и три из Петербурга («Гамлет» Юрия Бутусова в Театре Ленсовета, «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» Виктора Рыжакова в Александринке и два эпизода «Трех толстяков» Андрея Могучего в БДТ им. Г. А. Товстоногова). Остальные — спектакли из Омска, Казани, Ижевска, Якутска…

Если пойти по другим номинациям, то всплывет еще множество любопытного из жизни театральной России. Например, у «Мертвых душ» Олега Липовецкого в маленьком театре «Поиск» из Лесосибирска — шесть номинаций. Столько же у псковской «Реки Потудани» Сергея Чехова — молодого режиссера из Новосибирска. Псков, кстати, вообще был не театральным городом, пока критик из Петербурга Андрей Пронин не стал помощником худрука Псковской драмы — он, кстати, и пригласил Чехова на постановку.

Так что очевидно, что поддерживать «Золотую Маску» важно. Хотя бы потому, что именно «Маска» дает возможность в прямом смысле слова на других посмотреть и себя показать. И узнать что-то про страну, в которой живешь.

Тем более что для руководства некоторых регионов «Золотая Маска» — как охранная грамота для молодых и авангардных. Впрочем, в этом году «Маска» кажется еще и установителем справедливости — иначе никак не назвать удивительный факт второго появления в номинационных списках спектакля «1968. Новый мир» Дмитрия Волкострелова. Эту работу, сделанную в Театре на Таганке в юбилейный для театра 2014 год, однажды уже номинировали — и сняли с номинации по просьбе тогдашнего руководства театра. Летом спектакль восстановили и показали в совсем ином пространстве — на лестнице Музея современного искусства «Гараж», в здании, построенном как раз в 1968 году. О дальнейшей судьбе спектакля ничего не было известно, а тут случилась номинация — так что его как минимум еще раз можно будет увидеть весной. А вы спрашиваете, зачем театралам эта «Маска» сдалась.

Фестиваль «Золотая маска»

Высшая мера

  • Режиссер Фабиане Кемманн
  • Москва, Центр им. Мейерхольда

8/11

«Высшая мера» — часть ноябрьского фестиваля «Родина авангарда», исследующего отношения молодых художников с наследием авангарда.

«Высшая мера» — первая в России постановка кантаты Брехта и Эйслера «Die Manahme» в авторизованном переводе Сергея Третьякова — футуриста и документалиста, соратника Эйзенштейна и Мейерхольда, друга и учителя Брехта. Ставит «Высшую меру» режиссер из Берлина Фабиане Кемманн. Участвуют семь артистов и 140 хористов, а также зрители, которые вместе с хором судей будут решать судьбу революции.

«Приют комедианта» в Москве

  • Новая сцена Театра им. Вахтангова, Сцена на Сретенке Театра им. Маяковского

4/11-9/11

Московские гастроли петербургского театра — совместный проект «Приюта комедианта» и театральной премии «Прорыв» для режиссеров, актеров и художников в возрасте до 35 лет. Устроители гастролей называют программу «пятью путями развития русского театра». «Братья» Евгении Сафоновой — спектакль-коллаж из фрагментов текстов Достоевского, с шестью героями на сцене. «Смерть Тарелкина» Семена Серзина — черная комедия, рифмующаяся с последними новостями, «Любовная история» Дмитрия Волкострелова — спектакль, который играют до последнего зрителя, «Собачье сердце» Максима Диденко — смесь модной хореографии от Владимира Варнавы с 3D-меппенингом и световыми инсталляциями, а «Толстого нет» Дениса Хусниярова — полудокументальная драма.

Закрой мне глаза

  • Режиссер и хореограф Анна Абалихина
  • Пермь, частная филармония «Триумф»

15/11, 16/11

«Театр оперы как балета» — название лаборатории, которую в Перми проводят режиссер и хореограф Анна Абалихина и драматург и критик Илья Кухаренко. Лаборатория — очередная часть проекта «Арт-лаборатории» фестиваля-школы «Территория» и компании «Сибур». В этот раз в ней участвуют звезды оперной труппы Пермского театра оперы и балета.

Прошлая работа Абалихиной в мартеновском цехе Выксунского металлургического завода, где с помощью новой академической музыки и современного танца отрефлексировали начало нового этапа для завода и города, — одно из главных событий прошлого. Поэтому теперь есть все основания ждать чего-то неожиданного от соединения романтической вокальной лирики и современного танца.

Анна Каренина

  • Режиссер — Диана Сафарова
  • Казань, здание бывшего ЗАГСа на ул. Мусы Джалиля

5/11, 17/11, 18/11, 19/11

Первый казанский иммерсивный спектакль режиссер, актриса и соучредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова поставила в бывшем особняке купца Демидова, где до начала нулевых работал ЗАГС. Три года особняк стоял отключенный от коммуникаций — перед подготовкой к спектаклю туда с помощью партнеров провели свет, воду и электричество.

В спектакле будет 13 основных персонажей. Сама Сафарова говорит, что готовит, по сути, 13 разных спектаклей. Вообще превратить многослойную прозу в иммерсивный спектакль, где возможно выбрать своего героя или вообще сделать главным героем место действия, весьма логично.

Фотографии: Фестиваль «Золотая Маска»; фонд «Живой город»; «Приют комедианта»; Екатерина Краева; «Арт-лаборатория»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Бачинская: «У социально ответственных компаний и прибыль выше» Татьяна Бачинская: «У социально ответственных компаний и прибыль выше»

Компании тоже умеют делать по-настоящему важные социальные проекты

Русский репортер
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
О «LA’Театре» О «LA’Театре»

О театральной повестке в «LA’Театре»

Дилетант
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Ярлык на княжение Ярлык на княжение

Чем были ярлыки? Позорным ярмом русских князей или наградой?

Дилетант
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
«Мой друг Лапшин»: шепоты и крики «Мой друг Лапшин»: шепоты и крики

Новый спектакль соткан из мучительных интонаций и горестных предчувствий

Ведомости
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Ему покер? Ему покер?

Что мы знаем об актёре Артёме Кошмане помимо кратких википедийных сводок?

Men Today
На гребне волны На гребне волны

В интерьере сохранена морская тематика, цветовые сочетания синего и оранжевого

Идеи Вашего Дома
«Владивосток может стать новым Гонконгом» «Владивосток может стать новым Гонконгом»

Экономический ландшафт Дальнего Востока меняется, он привлекает инвестиции

Деньги
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
Никакое государство не может быть «демократией» Никакое государство не может быть «демократией»

Демократия и власть — разве это не одно и то же?

Монокль
Мужское здоровье глазами врача Мужское здоровье глазами врача

Почему мужчины реже проходят профилактические обследования?

Здоровье
Давай мириться Давай мириться

7 вещей, которые нельзя делать после ссоры с любимым

Лиза
Удвоенная польза Удвоенная польза

Как применяются цифровые двойники в банковской сфере

Ведомости
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Максим Заяц Максим Заяц

Максим Заяц: белорусский комик из Минска, музыкант

Правила жизни
Мало креветок Мало креветок

«И кому придет в голову убивать курьера? Вряд ли это из-за холодных ножек…»

Правила жизни
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Давление на автозаймы Давление на автозаймы

Что мешает автокредитам набирать обороты

Деньги
Миллиард на неконтролируемом шуме Миллиард на неконтролируемом шуме

Звукоизоляция остаётся слабым местом новостроек

Монокль
Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать» Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать»

Роль необходимо понять кишками! Надо прочувствовать ее изнутри

Коллекция. Караван историй
Респект Респект

Респект: визионер Ибрагим Гатциев и журналист Роберт Гараев

Собака.ru
Утро XXI век Утро XXI век

Юрий Колокольников о том, что хотят видеть, читать и слышать наши современники

Men Today
Валентин Гафт. Круглосуточный артист Валентин Гафт. Круглосуточный артист

«Он был артистом, художником до мозга костей. Фальши не выносил на дух»

Коллекция. Караван историй
Хакерский бум: как защитить соцсети от взлома Хакерский бум: как защитить соцсети от взлома

Самые популярные методы взлома и меры безопасности, которые важно знать каждому

Правила жизни
Открыть в приложении