Как музыка позволяет бороться с деменцией и вообще — жить

Русский репортерЗдоровье

Ритмические лекарства и седативы

Как музыка позволяет бороться с деменцией и вообще — жить

Мадина Магамедова

8-летний Флинн с ДЦП преодолевает тревожность с помощью пения

В Англии музыканты несколько десятков лет помогают людям с психологическими и физиологическими заболеваниями. С помощью инструментов, вокала и импровизации пациенты учатся заново ходить, говорить, вспоминать близких. Тех, кто их лечит, называют музыкальными терапевтами. Одна из них, директор музыкальных служб благотворительного общества «Нордофф-Роббинс» Оксана Жаринова-Сандерсон, рассказала «РР» об этой еще малоизвестной в России практике.

Здоровых не существует

Мама Оксаны работала психотерапевтом, и девочка росла в доме, куда регулярно приходили пациенты. Такая атмосфера окружала ее с детства. На Украине это дело обычное. Позже Оксана уехала учиться в Англию, где работа и дом строго разделены.

Оксана окончила консерваторию во Львове по классу фортепиано, но понимала, что «музыка имеет ограниченную сферу влияния», так как используется исключительно в концертных залах для услады слуха. Еще студенткой она хотела расширить свое понимание музыки, углубилась в психотерапию — так и вышла на музыкальную терапию (МТ). В середине 1990-х на ее родине это направление не имело популярности, базы для работы и изучения практически не было. В то время как в Британии такая практика существовала уже в середине XX века. Поэтому Оксана поступила в магистратуру на курс музыкальной терапии в Лондоне.

— Главные вопросы для нас: чего человек не может, что он может и что он мог бы с нашей помощью? Люди смотрят на больного именно как на больного, они идентифицируют его с болезнью. Однако человек уникален тем, что у него всегда есть здоровая часть, и музыкальные терапевты делают ее видимой. Мы ритмические создания, наша коммуникация — ритм, волновые структуры. Движения, слова, дыхание имеют музыкальную основу. Если я не могу разговаривать с человеком словами, то нахожу контакт через нотные сигналы, понимание музыкального начала. Лучше покажу вам на практике, и вы поймете. Извините, если я изъясняюсь непонятно.

Говорить о музыкотерапии по-русски Оксане непросто: сказалась 20-летняя профессиональная практика в англоязычной среде. Общаться с помощью инструментов легче. Она протягивает моей коллеге Алине барабанную палочку, а сама садится за рояль. Класс заполняют звуки неторопливой мелодии. Девушка аккуратно ударяет деревянным кончиком по барабанной мембране: каждое касание — желание попасть в такт. Иногда Алина сбивается. Вдруг она резко меняет частоту ударов, и ритм меняется: теперь он четкий, решительный, частый. Оксана принимает правила игры и подстраивает мелодию под Алину. Полторы минуты они поочередно играют с разной скоростью и громкостью, в конце обе громко смеются. Эта встреча — их первая.

— Главная цель терапевта — связаться с пациентом и найти зону контакта. Был момент, я играла одно, а вы — другое. Тогда я использую два варианта: либо ловлю это «другое» и играю с вами в резонанс, либо предлагаю свое и смотрю, как вы отреагируете, то есть следуете ли за мной. Я присматриваюсь и прислушиваюсь к экспрессии человека, его физическим и психологическим возможностям.

С помощью импровизации специалист старается подобрать мелодию, ритм, гармонию, которые отражают состояние пациента. Подопечный слышит подбор, принимает участие в своеобразном диалоге, и когда музыка меняется, меняются эмоции, состояние, что способствует выздоровлению или облегчению симптомов. Иногда музыка служит седативом.

В Великобритании услуги терапевтов доступны всем. Музыканты работают в домах престарелых, реабилитационных клиниках, хосписах, психиатрических больницах и специализированных центрах. Больных к ним направляют врачи или соцработники, либо в частном порядке обращаются сами пациенты или их близкие. Часто терапевты работают с выездами на дом: многие больные не способны добраться сами. Услуги покрывают социальные или медицинские учреждения.

— Терапевты работают со всеми, начиная с младенцев и заканчивая пенсионерами. Палитра неограниченна: люди с депрессией, Альцгеймером, деменцией, травмами мозга, инвалидностью, шизофренией. Мы ни от кого не отказываемся, контакт с помощью музыки доступен всем, — рассказывает Оксана.

В этот момент думаешь, что объясниться ей мешает не отсутствие языковой практики, а особенности русского языка как такового.

— Мы можем работать с людьми, которые... не знаю, как это объяснить по-русски... — она подносит руки к лицу, в напряженных размышлениях потирает лоб.

— У всех нас есть тяжелые моменты, когда мы подвержены депрессии. Только по-русски психиатрия — это «дурдом», «психи», а английское mental health — более широкое понятие: у всех без исключения есть mental health problems, психологические проблемы. Просто у кого-то они выражены в большей степени. Абсолютно здоровых не существует.

Стинг на открытии Центра музыкальной терапии Nordoff Robbins в Ньюкасле

Ценность контакта

80-летняя Ева (имя изменено) не может говорить и двигаться из-за деменции, но способна видеть и слышать. В комнате достаточно пространства, а Шон сидит близко, чтобы женщина в инвалидном кресле могла касаться его рук. Терапевт держит на коленях аккордеон, но на этой встрече инструмент ни к чему: импровизация показала, что здесь и сейчас важно только петь.

Неспособность к полноценным движениям и речи заставляют Еву общаться невербально: через мимику, жесты и нечленораздельные звуки. Но взгляд ее осмыслен. Шон поет, учитывая ритм ее движений и плавно меняя высоту, а Ева улыбается, с горящими глазами прислушивается к звукам, сжимает ладони терапевта, иногда стонет, но без мучительных ноток в голосе. Качает головой в такт, разжимает руки молодого человека, тянет их к Шону, будто вот-вот заговорит.

Так Ева поет, объясняет Оксана. И Шон поет Еву, он играет ее. Это будто перевод подверженного недугу тела на язык музыки.

— Он видит ее не как человека с деменцией. Он видит человека. Шон старается озвучить женщину. Основоположник школы музыкотерапии Пол Нордофф говорил в таких случаях: «Человек не способен говорить, но способен на это и это». Мы видим, чего пациент не может, но слышим, что у него получается. Для всех важно, чтобы наше естество было значимым для других людей, в этом смысл: мы чувствуем себя нужными, удовлетворенными. Иначе больно. Вне музыки шансы Евы ощутить свою значимость минимальны.

Успех терапии определяется личным успехом пациента. Ева не будет исцелена, она умрет от деменции. Она никогда не заговорит и не встанет с инвалидного кресла. Но каждая секунда взаимодействия с другим человеком бесценна.

В некоторых случаях музыкальные терапевты — единственные люди, с которыми больной способен контактировать.

— Музыкальная терапия — это витамины или эффективное лекарство?

— С одной стороны, она носит дополнительный характер, ведь в теории главное — чтобы человек был чист, накормлен, одет, обут, а уж потом все остальное. Но на практике иначе. Мы часто работаем с людьми, которые больше не узнают своих близких, а в рамках музыкальной терапии больная деменцией мать способна петь с сыном песни, которые напевала ему в детстве. Контакт, возникающий в этот момент, уникален. Часто мы работаем с перенесшими инсульт или травмы мозга. Сложно понять, что они могут, а что нет. А наша работа конкретизирует реакции пациента — дает понять, что он может. Например, он дышит, а терапевт начинает петь в ритме его дыхания, находит тот самый контакт. Здесь заложено больше информации, чем в разговоре.

Укрепить связь между больными и обслуживающим персоналом — тоже часть курса. До болезни пациенты вели полноценную во всех смыслах жизнь: у многих из них были работа, семья, большой круг знакомых, — но теперь некоторые не могут выговорить даже одного предложения. И потому санитары, медсестры, сиделки, которые проводят с больными большую часть времени, воспринимают их как не совсем живых. Но на сеансе они видят, как с помощью музыки в их подопечных проявляется здоровое начало, что позитивно влияет на их взаимоотношения.

Алан учит Роберта выражать позитивные эмоции через ритм

Все еще живые

28-летний Генри был в коме восемь месяцев. Год не мог ходить. 14 месяцев не разговаривал. Во время реабилитации врачи направили его на МТ, в процессе которой Генри написал песню. В ней рефреном звучат строчки: «Я жив, несмотря ни на что». Вместе с гитаристом, клавишником и ударником он исполнил ее на концерте в клинике, куда пришли его родственники и друзья.

Когда пациенты становятся увереннее, индивидуальная музыкальная терапия перерастает в групповую и помогает принять участие в чем-то большем. Изначально человек просто играет, не подозревая, что в конце курса сможет выступить на концерте.

Генри немного стесняется, но не боится. Самое страшное для него уже позади. Двигаться пока сложно, но реально. Только привыкает быть в ладах со своим телом, но «жив, все еще жив».

Публичный выход — тоже терапевтический метод. Для Генри зрители — свидетели того, что он выжил и многое может. В том числе двигаться, петь, писать песни.

— Важность этого момента невозможно переоценить, — убежденно произносит Оксана. — Потому что граница между силой и беспомощностью перестает существовать. Это то, что я говорила о значимости: нам нужны глаза и уши. Особенно когда ты думаешь, что уже ничего не можешь.

— Как вы устанавливаете музыкальный контакт с младенцами?

— Я работала с больными лейкемией детьми в возрасте 8–10 месяцев и одновременно с родителями. С младенцами как со взрослыми: прислушиваюсь, присматриваюсь, насколько ребенок представляет себя музыкально: вокализирует ли он под живую музыку, двигается ли, подпевает ли, в каком темпе дышит, смотрит.

— Но как восьмимесячный малыш может реагировать на музыку?

— А как мама с младенцем разговаривает? Он смотрит на нее, она говорит: «Аааааа, уууууу, вот так и так сейчас будем делать». Малыши музыкальны от природы. Их голоса — певучее гуление, вокализации, трели. Они могут интонировать мелодию, пропетую матерью. Весь процесс музыкальной человеческой связи — природный, ничего искусственного.

Основу лечебных сеансов МТ составляет импровизация

Двусторонний эффект

В коридоре лечебного центра выводит балканские мотивы скрипка, голос терапевта сопровождает бессловное пение Эндрю (имя изменено). Молодой человек двигается, хлопает в ладоши, отдельные музыкальные фразы иногда переходят в крик. Звуки обрывочные, становятся все выше, мелодия рождается из импровизации. Тон, высота, звучание, долгота — все это терапевт определяет в ходе контакта с подопечным.

У Эндрю тяжелая форма аутизма. Он с трудом разговаривает, замкнутые пространства его пугают, сеансы в кабинетах вызывают повышенное возбуждение. Мимо по коридору проходят медперсонал, пациенты — стараются пройти незаметно, чтобы не мешать. Некоторые улыбаются, но молчат: все знают, что вмешиваться в процесс нельзя.

Терапевт с высоким глубоким голосом задает настроение музыки, но движением смычка и собственным пением следует за импровизацией Эндрю.

— Соооооооооааааааааааф! — поет парень.

— Соооооооооааааааааф! — повторяет за ним девушка, опускаясь лишь на пару нот, но не меняя тональности.

Она почти не отрывает от пациента глаз. Он не смотрит на нее, взгляд расфокусирован. Эндрю берет долгую ноту, держит ее до конца и завершает резким «хэй».

Эндрю поет обрывочно, бессистемно, а девушка пытается найти форму звука, которая сделает пение стройным. Так пациент сможет адаптироваться к окружающему его миру и побороть возбуждение, почувствовать значимость своих слов в общении. Вне музыки ему сложно испытать нечто подобное.

— Ведет он, а не терапевт. Но ее роль в том, чтобы услышать эти фрагменты и с помощью скрипки, голоса, тела подхватить и развить музыку Эндрю, не меняя его правил. Скрипка — это клей, она соединяет обрывки и дает движение вперед. Иными словами, аккомпанемент расширяет возможности мальчика. Он особенный, так как его способность выражать себя в музыке шире других способов самовыражения, — объясняет Оксана.

— Реакция многих пациентов непредсказуема. Есть риск обратного эффекта во время сеансов?

— Конечно, ситуации бывают разные. Но мы минимизируем этот риск: на первых встречах начинаем с того, что у человека получается лучше всего. Узнать это помогает как раз импровизация. И пациенту уже не так страшно идти дальше и экспериментировать. Иногда в работе присутствует непредсказуемость, опасность. Тогда к терапевтам приставляют ассистентов. Например, пациент с глубоким аутизмом может выйти из-под контроля. Это не значит, что он будет агрессивен по отношению к кому-то, нет. Ему тяжело принять свое состояние, некоторую беспомощность, — он может заплакать, закричать, растеряться.

— Но каково терапевтам справляться с постоянным стрессом?

— Никогда не знаешь, чего ожидать от любого из нас! Это и минус, и плюс, ибо мы все креативные существа, которые развиваются. Наша жизнь в целом спонтанная, работа непредсказуемая, а значит, живая.

В музыкальную терапию могут включаться родные 1 и друзья пациентов

Терапевты регулярно устраивают супервизию. Коллеги обговаривают друг с другом происходящее на сеансах: тяжело ли терапевту, испытывает ли он эмоциональные трудности. Важная часть профессии — осознание себя и работа над собой. Это значит, понять, как ты реагируешь в тех или иных ситуациях, почему чувствуешь вину, сожаление или радость. Понять свои реакции на человека легче в музыке.

— Мы не замечаем их в семье, с друзьями, в повседневности. Но если я терапевт, то моя работа — зеркало, которому я все время задаю вопрос: почему я так реагирую и нужно ли с этим что-то делать? Где мои силы и ограничения? — объясняет Оксана.

— Насколько тяжело постоянно видеть умирающих людей?

— Я сталкивалась с этим в хосписах. По-человечески для терапевта это всегда тяжело. Но в реальности есть вероятность, что с любым из своих пациентов я работаю последний раз. За долгие годы работы я не раз оказывалась в сложных ситуациях, но то, что тебя держит в профессии, — желание найти контакт с человеком в любой ситуации. Понять себя, выявить свои слабые стороны и избавиться от них. Люди приходят в эту профессию не потому, что хотят помогать другим. Они хотят помочь себе. Ведь не только своих пациентов я могу видеть последний раз. Мы каждый день контактируем с людьми в обычной жизни, за пределами больниц и центров, и тоже можем не увидеть их больше никогда. Каждый момент встречи уникален и может не повториться.

Фотография: Благотворительное общество «Нордофф-роббинс» (2)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любера: 30 лет спустя Любера: 30 лет спустя

Что стало с парнями в клетчатых штанах

Русский репортер
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили

Молдавский оппозиционер Илан Шор о своем отношении к процессу евроинтеграции

Ведомости
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Кристина Березовская Кристина Березовская

Кристина Березовская о том, как манифестирует себя в роли продюсера выставок

Собака.ru
Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур» Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур»

Какое влияние стимулирование креативных индустрий оказывает на экономику

Ведомости
Удобрения на высоте Удобрения на высоте

Что негативно влияет на финансовые результаты компаний рынка удобрений

Ведомости
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
И ты, Брут И ты, Брут

Второй год португальский проект Broot путешествует по мировым выставкам дизайна

Seasons of life
Сплю и вижу Сплю и вижу

Зачем человеку сны и почему они иногда кажутся вещими?

Вокруг света
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Ученые нашли «внеземную» химию под крупнейшими литиевыми залежами на Земле Ученые нашли «внеземную» химию под крупнейшими литиевыми залежами на Земле

Химический состав литиевых рассолов резко отличается от привычных соленых вод

Inc.
Константин Бронзит Константин Бронзит

Константин Бронзит о «Лунтике» — смешении одиссеи и Достоевского с цензом 0+

Собака.ru
Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест

Где и почему сохраняется традиция продажи невест

Forbes
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Открыть в приложении