Каким останется в памяти художественный руководитель Театра.doc

Русский репортерКультура

Михаил Угаров: создать утопию из реальности

Каким останется в памяти художественный руководитель Театра.doc

Елена Смородинова

1 апреля умер Михаил Угаров — человек, во многом определивший лицо современного российского театра. Корреспондент «РР» напоминает, как название негосударственного театра стало театральным термином, а ученики Угарова вспоминают учителя

Эта история началась в конце девяностых — начале нулевых. Переводчик Татьяна Осколкова организовала с помощью Британского совета семинары английского театра Royal Court, на которые драматурги и сценаристы Елене Гремина и Михаил Угаров позвали драматургов. На тех семинарах драматургам в качестве инструмента выдали вербатим — технику создания документальных текстов на основе интервью. И этот вербатим «прорвал плотину»: появились принципиально новые для отечественного театра пьесы. Вместе с ними новые режиссеры, а в подвале на Трехпрудном — новый театр. Театр, в котором не играют. Театр.doc. Из этого театра вышли драматурги братья Дурненковы (последняя премьера младшего, Михаила, — «Солнце всходит», вечер к 150-летию Горького, на сцене МХТ им. А. П. Чехова), Саша Денисова (ныне шеф-драматург Центра им. Мейерхольда), Павел Пряжко, Юрий Клавдиев, Максим Курочкин, Наталья Ворожбит, Валерий Печейкин, режиссеры — Владимир Панков (худрук Центра драматургии и режиссуры), Дмитрий Волкострелов (основатель театра post), Юрий Муравицкий (художественный руководитель ростовского Театра 18+), Талгат Баталов, Руслан Маликов… Всех, для кого Док стал трамплином, не перечислить.

А страховал возле этого трамплина художественный руководитель Дока, Михаил Угаров — интеллигентный, в вечном свитере и с сигаретой, менее всего похожий на революционера, ведущего за собой. Но именно он стал театральным отцом для многих из тех, кто стал создавать новый российский театр.

В 1976-м — артист Кировского ТЮЗа, принятый в труппу без диплома. В девяностые и нулевые — сценарист культовых для своего времени сериалов (например, «Петербургских тайн»). С 2002-го — бессменный художественный руководитель самого смелого и независимого Театра.doc. В нулевые тут написали манифест, из которого сами же в итоге и выросли. Изначально Театр.doc — театр, в котором не играют. Без декораций, музыки и грима — необходимость всего этого нужно было доказывать. В отличие от необходимости быть смелым и ставить то, что хочется и кажется важным.

Здесь ставили «Час 18» — спектакль о смерти Сергея Магнитского (режиссером был сам Угаров), «Болотное дело», «Новую Антигону» — о матерях Беслана. Здесь никогда не боялись говорить, что думают, — возможно, еще и потому, что этому учил Угаров.

Последний спектакль, «Человек из Подольска», номинированный на «Золотую Маску», открыл в писателе Дмитрии Данилове драматурга и напомнил, что Угаров не только всеобщий учитель, но и мощный режиссер — сильный, удивительно щедрый, инвестировавший свое время не в собственные режиссерские амбиции (и от того сейчас очень грустно), а в других. Возможно, именно поэтому сохраняется абсурдное ощущение: никуда он не ушел, а остался — в тех, кто считает себя его учеником. Они не отменили ни одного спектакля по случаю смерти учителя — Угаров бы не одобрил.

А зрители по всей стране собрали 740 тысяч рублей, необходимые для захоронения, — такова коммерческая цена места на Троекуровском кладбище, где похоронены родители Елены Греминой, жены Угарова. Московская мэрия помогать в получении места сначала отказалась, потому что у Угарова, по словам чиновников, не оказалось заслуг перед государством. Но ученики и зрители собрали необходимую сумму за один день.

Михаил Дурненков, драматург, организатор фестиваля молодой драматургии «Любимовка»:

Деятельность Угарова куда шире, чем драматургия. Он занимался театром в целом, и важен был его взгляд на театр. Взгляд — понятие, с которым он работал как преподаватель. Угаров не учил чему-то, но помогал видеть мир по-другому. В школе Разбежкиной и Угарова его предмет так и назывался — настройка взгляда. Смотреть не через штампы, не через структуру, которой можно научиться, а видеть мир в его данности. В этой данности нет важного и неважного, в ней неважное становится переносчиком основного. Михаил Юрьевич предлагал очиститься от представлений о мире, потому что именно на пути к тому, чего ты не знаешь, ты можешь получить нечто ценное и неожиданное. Потому что если знаешь, что хочешь получить, зачем отправляться в путешествие — можно просто сидеть дома и писать пьесы! И вот Угаров говорил, что нужно от этого знания избавляться: такой вот почти буддизм во взгляде на мир. Сейчас мне кажется, что способность видеть мир глазами Угарова — одно из главных понятий, которое осталось у меня от него.

Полина Милушкова, актриса:

До того как Михаил Юрьевич пришел к нам преподавать, я знала о нем скорее как о теоретике, но почти ничего не знала о его творчестве, не была на его спектаклях. Когда нам объявили, что у нас будет преподавать Угаров, все очень оживились — такой важной величиной казался он нам всем. Но когда Михаил Юрьевич пришел, я была как будто бы разочарована — он мне показался пожилым, неопрятным человеком, который радикален в своих высказываниях, словно подросток… У него сразу появились любимчики и нелюбимчики, и в какой-то момент курс немного разделился. Нелюбимчикам (я была в их числе) было тяжело и грустно.

Сейчас я понимаю, что это было не про любовь и нелюбовь, а про интерес. Михаил Юрьевич включался полностью, но далеко не во всех людей. Если это включение происходило, то люди вместе с ним оставались надолго, это видно по репертуару Театра.doc, где актеры могут переходить из одного спектакля в другой. Михаил Юрьевич или включался сразу, или нет — и эту грань было трудно перейти. Он не реагировал на лесть, подхалимство, улыбки — если ему было неинтересно, то ему было неинтересно. С теми, с кем было интересно, он сделал спектакль «24 плюс», который вырос из упражнений, где рассказывали о себе с точки зрения соседа, мента, лучшей подруги, бывшего парня… Тогда каждый из нас мечтал работать с Угаровым. Обычно в студенческих спектаклях бывают заняты все, а тут мы получили важный урок — что режиссер выбирает и может просто тебя не выбрать. И я благодарна Михаилу Юрьевичу за то, что мы поняли это довольно рано.

А потом было задание — рассказать о том, о чем ты бы хотел забыть. Я рассказывала о своем брате, который умер шесть лет назад. О том, что я бы не хотела забыть о брате, но забыть самый факт смерти — представлять, что брат живет в другом городе и поэтому мы мало общаемся. Я рассказывала это, глядя в глаза Угарову, и чувствовала, насколько для него это важно. Тогда я поняла, что ему важен не надлом, не трагическая энергия, как я раньше думала, а то, что ты чувствуешь на самом деле. Для меня было привычно это скрывать. Тогда Угаров подошел ко мне и сказал, что это важная история. Удивительно, что мой брат умер ровно шесть лет назад. Они умерли в один день, в одну ночь с Михаилом Юрьевичем. И сегодня я остро ощутила, что его смерть — это то, что я бы хотела забыть. Если бы у меня была возможность выполнить это задание еще раз, сегодня я бы рассказала о смерти Михаила Юрьевича.

Анастасия Медведева, выпускница режиссерского курса Школы документального театра и кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова:

Михаил Юрьевич учил нас «выпускать бесов» — раскрывал в нас все самое стыдное, самое плохое, ведь там, как он любил повторять, «сто-о-о-олько всего». Своих бесов он тоже не скрывал и был настоящим — со своим хлестким юмором, жесткостью, грубостью, сексизмом. И со своей невероятной человечностью. Он принимал нас любыми, пытался нас понять, пытался в нас разобраться, как пытался разобраться во всем живом, что его окружало. Принимал нас, когда нам было нечего сказать, когда нам было нечего написать, когда мы просто ничего не могли! Я не знаю, что сказать, слов нет никаких, и сам Михаил Юрьевич понял и принял бы это. Попросил бы пролежать это, промычать, простонать. И мы бы пролежали, промычали, простонали. Но его нет, поэтому остается только молчать.

Любовь Мульменко, сценарист, автор сценариев «Комбинат “Надежда”», «Как меня зовут», «Еще один год»:

У меня раньше никогда не умирал учитель. Теперь — случилось. Учителя, как и родители, но иначе, чем родители, стоят между тобой и бездной. Они отделяют тебя от бездны буфером из любви и смысла. Когда учитель покидает, не любви, но смысла как будто бы становится меньше, и теперь это твоя работа — компенсировать дефицит. И невозможно поверить, что ты, такой маленький и слабый, справишься со смыслопроизводством. Что тебя хватит на эту дыру, она бесконечна. Но я весь день читаю новые и новые слова от тех, кто остался любить МЮ, и вижу, как нас бесконечно много.

Чувствую себя троечницей, которая недоговорила с профессором, недоспросила у него, недоучила урок, недопризналась в любви. Еще чувствую, что он меня в этом не упрекает, и если бы я успела ему сознаться, он бы за секунду утешил и рассмешил чудесным этим своим неповторимым голосом, который при мысли об МЮ я вспоминаю даже еще быстрее, чем его лицо.

Однажды я не пришла на репетицию, не смогла (нам же всем всегда кажется, что наверстаем, что у нас есть время, что прогул нам простится), и он мне написал саркастическое: «Люба, тоскую без вас». Я одновременно устыдилась и зарделась от счастья — можно подумать, не выговор, а валентинка упала в почту. «Тоскую без вас».

Михаил Юрьевич, это я без вас тоскую на всю жизнь. Я и мы.

Фотография: Гига Джохадзе/Театр DOC

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«А мне помогает!» «А мне помогает!»

Восемь популярных мифов о нашем здоровье

Русский репортер
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Открыть в приложении