Каким останется в памяти художественный руководитель Театра.doc

Русский репортерКультура

Михаил Угаров: создать утопию из реальности

Каким останется в памяти художественный руководитель Театра.doc

Елена Смородинова

1 апреля умер Михаил Угаров — человек, во многом определивший лицо современного российского театра. Корреспондент «РР» напоминает, как название негосударственного театра стало театральным термином, а ученики Угарова вспоминают учителя

Эта история началась в конце девяностых — начале нулевых. Переводчик Татьяна Осколкова организовала с помощью Британского совета семинары английского театра Royal Court, на которые драматурги и сценаристы Елене Гремина и Михаил Угаров позвали драматургов. На тех семинарах драматургам в качестве инструмента выдали вербатим — технику создания документальных текстов на основе интервью. И этот вербатим «прорвал плотину»: появились принципиально новые для отечественного театра пьесы. Вместе с ними новые режиссеры, а в подвале на Трехпрудном — новый театр. Театр, в котором не играют. Театр.doc. Из этого театра вышли драматурги братья Дурненковы (последняя премьера младшего, Михаила, — «Солнце всходит», вечер к 150-летию Горького, на сцене МХТ им. А. П. Чехова), Саша Денисова (ныне шеф-драматург Центра им. Мейерхольда), Павел Пряжко, Юрий Клавдиев, Максим Курочкин, Наталья Ворожбит, Валерий Печейкин, режиссеры — Владимир Панков (худрук Центра драматургии и режиссуры), Дмитрий Волкострелов (основатель театра post), Юрий Муравицкий (художественный руководитель ростовского Театра 18+), Талгат Баталов, Руслан Маликов… Всех, для кого Док стал трамплином, не перечислить.

А страховал возле этого трамплина художественный руководитель Дока, Михаил Угаров — интеллигентный, в вечном свитере и с сигаретой, менее всего похожий на революционера, ведущего за собой. Но именно он стал театральным отцом для многих из тех, кто стал создавать новый российский театр.

В 1976-м — артист Кировского ТЮЗа, принятый в труппу без диплома. В девяностые и нулевые — сценарист культовых для своего времени сериалов (например, «Петербургских тайн»). С 2002-го — бессменный художественный руководитель самого смелого и независимого Театра.doc. В нулевые тут написали манифест, из которого сами же в итоге и выросли. Изначально Театр.doc — театр, в котором не играют. Без декораций, музыки и грима — необходимость всего этого нужно было доказывать. В отличие от необходимости быть смелым и ставить то, что хочется и кажется важным.

Здесь ставили «Час 18» — спектакль о смерти Сергея Магнитского (режиссером был сам Угаров), «Болотное дело», «Новую Антигону» — о матерях Беслана. Здесь никогда не боялись говорить, что думают, — возможно, еще и потому, что этому учил Угаров.

Последний спектакль, «Человек из Подольска», номинированный на «Золотую Маску», открыл в писателе Дмитрии Данилове драматурга и напомнил, что Угаров не только всеобщий учитель, но и мощный режиссер — сильный, удивительно щедрый, инвестировавший свое время не в собственные режиссерские амбиции (и от того сейчас очень грустно), а в других. Возможно, именно поэтому сохраняется абсурдное ощущение: никуда он не ушел, а остался — в тех, кто считает себя его учеником. Они не отменили ни одного спектакля по случаю смерти учителя — Угаров бы не одобрил.

А зрители по всей стране собрали 740 тысяч рублей, необходимые для захоронения, — такова коммерческая цена места на Троекуровском кладбище, где похоронены родители Елены Греминой, жены Угарова. Московская мэрия помогать в получении места сначала отказалась, потому что у Угарова, по словам чиновников, не оказалось заслуг перед государством. Но ученики и зрители собрали необходимую сумму за один день.

Михаил Дурненков, драматург, организатор фестиваля молодой драматургии «Любимовка»:

Деятельность Угарова куда шире, чем драматургия. Он занимался театром в целом, и важен был его взгляд на театр. Взгляд — понятие, с которым он работал как преподаватель. Угаров не учил чему-то, но помогал видеть мир по-другому. В школе Разбежкиной и Угарова его предмет так и назывался — настройка взгляда. Смотреть не через штампы, не через структуру, которой можно научиться, а видеть мир в его данности. В этой данности нет важного и неважного, в ней неважное становится переносчиком основного. Михаил Юрьевич предлагал очиститься от представлений о мире, потому что именно на пути к тому, чего ты не знаешь, ты можешь получить нечто ценное и неожиданное. Потому что если знаешь, что хочешь получить, зачем отправляться в путешествие — можно просто сидеть дома и писать пьесы! И вот Угаров говорил, что нужно от этого знания избавляться: такой вот почти буддизм во взгляде на мир. Сейчас мне кажется, что способность видеть мир глазами Угарова — одно из главных понятий, которое осталось у меня от него.

Полина Милушкова, актриса:

До того как Михаил Юрьевич пришел к нам преподавать, я знала о нем скорее как о теоретике, но почти ничего не знала о его творчестве, не была на его спектаклях. Когда нам объявили, что у нас будет преподавать Угаров, все очень оживились — такой важной величиной казался он нам всем. Но когда Михаил Юрьевич пришел, я была как будто бы разочарована — он мне показался пожилым, неопрятным человеком, который радикален в своих высказываниях, словно подросток… У него сразу появились любимчики и нелюбимчики, и в какой-то момент курс немного разделился. Нелюбимчикам (я была в их числе) было тяжело и грустно.

Сейчас я понимаю, что это было не про любовь и нелюбовь, а про интерес. Михаил Юрьевич включался полностью, но далеко не во всех людей. Если это включение происходило, то люди вместе с ним оставались надолго, это видно по репертуару Театра.doc, где актеры могут переходить из одного спектакля в другой. Михаил Юрьевич или включался сразу, или нет — и эту грань было трудно перейти. Он не реагировал на лесть, подхалимство, улыбки — если ему было неинтересно, то ему было неинтересно. С теми, с кем было интересно, он сделал спектакль «24 плюс», который вырос из упражнений, где рассказывали о себе с точки зрения соседа, мента, лучшей подруги, бывшего парня… Тогда каждый из нас мечтал работать с Угаровым. Обычно в студенческих спектаклях бывают заняты все, а тут мы получили важный урок — что режиссер выбирает и может просто тебя не выбрать. И я благодарна Михаилу Юрьевичу за то, что мы поняли это довольно рано.

А потом было задание — рассказать о том, о чем ты бы хотел забыть. Я рассказывала о своем брате, который умер шесть лет назад. О том, что я бы не хотела забыть о брате, но забыть самый факт смерти — представлять, что брат живет в другом городе и поэтому мы мало общаемся. Я рассказывала это, глядя в глаза Угарову, и чувствовала, насколько для него это важно. Тогда я поняла, что ему важен не надлом, не трагическая энергия, как я раньше думала, а то, что ты чувствуешь на самом деле. Для меня было привычно это скрывать. Тогда Угаров подошел ко мне и сказал, что это важная история. Удивительно, что мой брат умер ровно шесть лет назад. Они умерли в один день, в одну ночь с Михаилом Юрьевичем. И сегодня я остро ощутила, что его смерть — это то, что я бы хотела забыть. Если бы у меня была возможность выполнить это задание еще раз, сегодня я бы рассказала о смерти Михаила Юрьевича.

Анастасия Медведева, выпускница режиссерского курса Школы документального театра и кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова:

Михаил Юрьевич учил нас «выпускать бесов» — раскрывал в нас все самое стыдное, самое плохое, ведь там, как он любил повторять, «сто-о-о-олько всего». Своих бесов он тоже не скрывал и был настоящим — со своим хлестким юмором, жесткостью, грубостью, сексизмом. И со своей невероятной человечностью. Он принимал нас любыми, пытался нас понять, пытался в нас разобраться, как пытался разобраться во всем живом, что его окружало. Принимал нас, когда нам было нечего сказать, когда нам было нечего написать, когда мы просто ничего не могли! Я не знаю, что сказать, слов нет никаких, и сам Михаил Юрьевич понял и принял бы это. Попросил бы пролежать это, промычать, простонать. И мы бы пролежали, промычали, простонали. Но его нет, поэтому остается только молчать.

Любовь Мульменко, сценарист, автор сценариев «Комбинат “Надежда”», «Как меня зовут», «Еще один год»:

У меня раньше никогда не умирал учитель. Теперь — случилось. Учителя, как и родители, но иначе, чем родители, стоят между тобой и бездной. Они отделяют тебя от бездны буфером из любви и смысла. Когда учитель покидает, не любви, но смысла как будто бы становится меньше, и теперь это твоя работа — компенсировать дефицит. И невозможно поверить, что ты, такой маленький и слабый, справишься со смыслопроизводством. Что тебя хватит на эту дыру, она бесконечна. Но я весь день читаю новые и новые слова от тех, кто остался любить МЮ, и вижу, как нас бесконечно много.

Чувствую себя троечницей, которая недоговорила с профессором, недоспросила у него, недоучила урок, недопризналась в любви. Еще чувствую, что он меня в этом не упрекает, и если бы я успела ему сознаться, он бы за секунду утешил и рассмешил чудесным этим своим неповторимым голосом, который при мысли об МЮ я вспоминаю даже еще быстрее, чем его лицо.

Однажды я не пришла на репетицию, не смогла (нам же всем всегда кажется, что наверстаем, что у нас есть время, что прогул нам простится), и он мне написал саркастическое: «Люба, тоскую без вас». Я одновременно устыдилась и зарделась от счастья — можно подумать, не выговор, а валентинка упала в почту. «Тоскую без вас».

Михаил Юрьевич, это я без вас тоскую на всю жизнь. Я и мы.

Фотография: Гига Джохадзе/Театр DOC

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крестьянский фронт Крестьянский фронт

«Огонек» познакомился с теми, кто трудился на победу

Огонёк
Китайцы всегда говорят «да»: особенности работы с партнерами из Поднебесной Китайцы всегда говорят «да»: особенности работы с партнерами из Поднебесной

Как работать и общаться с китайцами?

Inc.
Биография Джека Ма. История взлета человека-ракеты Биография Джека Ма. История взлета человека-ракеты

Как основатель Alibaba Джек Ма шёл к своей цели, несмотря на удары судьбы

Цифровой океан
5 человек, которые много лет провели в тюрьме по ложным обвинениям 5 человек, которые много лет провели в тюрьме по ложным обвинениям

Из-за ошибок следователей и присяжных вместо одной трагедии мир получает две

Maxim
Вопрос имиджа: к чему приведет игнорирование связанных с распространением ИИ рисков Вопрос имиджа: к чему приведет игнорирование связанных с распространением ИИ рисков

Как решить проблему доверия к ИИ?

Forbes
Создан робот, пугающе похожий на человека Создан робот, пугающе похожий на человека

Андроид, который виртуозно копирует мимику и движения.

National Geographic
Маршрут в будущее Маршрут в будущее

Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены

ПУСК
Польза и вред хурмы для здоровья: советы врача Польза и вред хурмы для здоровья: советы врача

Чем именно хороша хурма и сколько плодов в день есть полезно?

РБК
Искусство оздоровления — как найти путь к себе, отдыхая в Марокко Искусство оздоровления — как найти путь к себе, отдыхая в Марокко

С чего стоит начать путь к себе и как сделать это красиво?

Esquire
Хватит мерзнуть Хватит мерзнуть

9 привычек, из-за которых тебе холоднее, чем должно быть

Лиза
5 реальных способов ускорить ваш компьютер 5 реальных способов ускорить ваш компьютер

Сегодня мы рассмотрим несколько реальных способов ускорения работы компьютера

CHIP
non/fiction 2021: выбор «Полки» non/fiction 2021: выбор «Полки»

25 книг, которые украсят вашу библиотеку

Полка
Войны, драки и теракты: пять самых скандальных поводов для рекламы Войны, драки и теракты: пять самых скандальных поводов для рекламы

Реклама: дерзкая, провокационная — и далеко не всегда этичная

Playboy
Стихия и небрежность под землёй: можно ли избежать трагедий с шахтёрами и как этому помогут новые технологии Стихия и небрежность под землёй: можно ли избежать трагедий с шахтёрами и как этому помогут новые технологии

Глубоко в тоннелях любое неосторожное движение может обернуться катастрофой

TJ
Христианский гимн, панк и факельное шествие. Как Германия проводила Ангелу Меркель с поста канцлера Христианский гимн, панк и факельное шествие. Как Германия проводила Ангелу Меркель с поста канцлера

Как прошла торжественная церемония в честь Ангелы Меркель

СНОБ
Это наша земля Это наша земля

Какими бывают и как выглядят почвы России

N+1
30 идеальных новогодних поздравлений для друзей, коллег и самых близких 30 идеальных новогодних поздравлений для друзей, коллег и самых близких

Коллекция новогодних пожеланий

Cosmopolitan
От чтения мыслей до вторжения во сны: зачем исследуют сознание и чем это грозит От чтения мыслей до вторжения во сны: зачем исследуют сознание и чем это грозит

Учёные научились считывать структуру фраз и даже визуальные образы из мыслей

VC.RU
Как противостоять газлайтингу? Как противостоять газлайтингу?

Как выявить газлайтера и как не дать сбить себя с толку?

Psychologies
The Hatters комментируют свой новый альбом Golden Hits The Hatters комментируют свой новый альбом Golden Hits

The Hatters рассказывают про каждую песню своего нового релиза

GQ
Когда мотор меньше, но мощнее Когда мотор меньше, но мощнее

Тенденция уменьшения двигателей добралась до верхних автомобильных сегментов

Эксперт
Чтение на 15 минут: «Желтый. История цвета» Чтение на 15 минут: «Желтый. История цвета»

Отрывок из книги историка-медиевиста Мишеля Пастуро «Желтый. История цвета»

Arzamas
Времени хватит Времени хватит

Лучшие бьюти-процедуры «на выход»

Добрые советы
10 животных с суперспособностями 10 животных с суперспособностями

При взгляде на способности некоторых животных нам остаётся только завидовать

Популярная механика
Трудности доказательного перехода Трудности доказательного перехода

Как данные, собираемые университетами, могут быть полезны

Наука
Ореховый тарт Ореховый тарт

Ореховый десерт для уютных зимних вечеров

Weekend
Однорукий герой Однорукий герой

При атрибуции портретов иногда ключевым признаком является внешность персонажа

Дилетант
Источники питания Источники питания

Что такое ресурс, зачем он нужен и как соотносится с заботой о себе?

Glamour
«Как ломаются спагетти и другие задачи по физике» «Как ломаются спагетти и другие задачи по физике»

Отрывок из книги «Как ломаются спагетти и другие задачи по физике»

N+1
Стрим: Как все вокруг стало прямой трансляцией и позволило нам во всем участвовать, оставаясь в стороне Стрим: Как все вокруг стало прямой трансляцией и позволило нам во всем участвовать, оставаясь в стороне

Как все вокруг стало прямой трансляцией и позволило нам во всем участвовать

Weekend
Открыть в приложении