iFixit. Мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки

РБКБизнес

Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы

Текст Павел Карасев

Мы боремся с энтропией, уверен Кайл Уинс, один из основателей компании iFixit и портала с тем же названием, на котором можно отыскать руководство, мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки. В прошлом году компания Уинса и его партнера Люка Соулса заработала $20 млн, собрала аудиторию 100 млн человек и продолжала оказывать большое влияние на индустрию электроники.

Туалетное сиденье и ядерные боеголовки

В 2003-м у Кайла сломался ноутбук — популярный среди студентов iBook G3 от Apple, из-за дизайна получивший прозвище «туалетное сиденье». Кайл тогда учился в Политехническом университете штата Калифорнии и делил комнату в общежитии как раз с Люком Соулсом. Починить ноутбук друзья решили самостоятельно, тем более что у Кайла был опыт ремонта электроники, но столкнулись с проблемой: ни в интернете, ни в продаже они не нашли ни одного руководства инструкции или чертежа не только iBook G3, но и любой другой продукции Apple. «Мы перерыли весь интернет, библиотеки и онлайн-аукционы — ничего нигде не было», — вспоминает Кайл.

Оказалось, есть простое объяснение: производители скрупулезно следят, чтобы внутренняя документация не попала в открытый доступ. Речь идет не только о подробных чертежах устройств, но и о диагностическом софте: все это попадает под действие американского закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA, Digital Millennium Copyright Act). В США ремонт электроники или автомобилей — огромные рынки, на которых производители зарабатывают существенную часть выручки. Например, только американский рынок ремонта мобильных телефонов и смартфонов специалисты из IBIS World в 2017 году оценили в $4 млрд, и он стабильно растет — примерно на 5% в год. Ситуация разозлила Кайла: «Я купил устройство, а теперь, чтобы его починить, мне нужно еще раз заплатить производителю».

Интерес к технике появился у Уинса в детстве: вместе с братом он постоянно ковырялся в старых радиоприемниках и бытовых устройствах, которые их дед покупал в комиссионном магазине. В прощальном эссе, которое в 2013-м опубликовал The Atlantic, Кайл вспоминает, как дед рассказывал ему про второй закон термодинамики и отправил в колледж с набором инструментов и паяльником. Кроме того, начать «ремонтный» проект Кайла сподвигло путешествие в Москву, Минск и Киев, в которое он отправился после университета.

«Я искал нечто, чего не хватало в потребительской культуре Штатов», — говорит он. Приехав в бывший СССР, он заметил две вещи: «много талантливых инженеров» и «культуру пользования и хранения». Его также поразило качество многих вещей, произведенных в Союзе: они были сделаны так, словно должны выдерживать прямое попадание ядерной боеголовки, говорит Кайл. Удивило и желание потребителей пользоваться товаром «вечно», постоянно его чиня и модернизируя: «Я понял, что именно этого и не хватает в США».

Отмычки и отвертки

Первое название компании — PowerBook Fixit — партнеры позже поменяли на iFixit из-за опасений иска со стороны Apple за использование торговой марки PowerBook. Изначально они планировали зарабатывать на платном доступе к собственноручно написанным инструкциям, но быстро поняли, что за такую информацию почти никто не готов платить. Переосмыслив стратегию, Кайл и Люк решили сделать упор на продаже запчастей и комплектующих. «Мы подумали: если предлагаешь потребителю инструкцию, у него возникает вопрос: где взять запчасти? — объяснял в интервью американскому Inc. Кайл. — Но, продав ему запчасти, мы не решим проблему — все еще нужны подходящие инструменты».

Первый офис — комната в общежитии — был завален деталями, которые партнеры покупали в магазинах электроники и заказывали в других странах. Закупали и инструменты: отвертки, шила, гаечные ключи и прочие приспособления для ремонта стали основой бизнеса. Дополнительных средств не привлекали, компания до сих пор существует на собственные средства и не планирует искать инвесторов. Первая прибыль появилась уже через два месяца работы, с тех самых пор iFixit остается прибыльной компанией, уверяют основатели. Сейчас у iFixit два офиса — в Калифорнии и Германии, они же служат складами.

Сначала сотрудниками новой компании были только Кайл и Люк, но вскоре они наняли помощников. Один из них однажды забыл ключ от офиса, не растерялся и взломал замок: это впечатлило предпринимателей, и в компании приняли за правило обучать всех сотрудников полезному навыку. Некоторое время они даже продавали наборы для взлома замков, но из-за юридических сложностей их пришлось убрать из ассортимента. Каждому новому сотруднику компания выделяет $400 на покупку велосипеда, а во время собеседования соискатели проходят тест по грамматике английского. «Если вы считаете, что апостроф — это один из последователей Иисуса, то вам не место в нашей компании», — объяснял Кайл в 2012 году в заметке для Harvard Business Review. Он уверен, что неграмотная коммуникация может существенно снизить эффективность работы, а сотрудник, который не следит за грамматикой, не придает значения мелким ошибкам и работает спустя рукава. Исключение Кайл готов сделать для тех, кто еще осваивает язык или испытывает сложности из-за расстройств вроде дислексии.

Сейчас iFixit — это еще и «глобальный интернет-мануал», медиаплатформа, на которой сообщество пользователей делится опытом и создает руководства по ремонту, кажется, всего на свете. Сообщество сформировалось почти сразу, прежде всего из-за особенностей контента и открытости платформы для пользовательского редактирования, рассказывает Кайл. Пользователи платформы являются авторами большей части из 35 тыс. мануалов в библиотеке платформы.

В свою очередь, команда iFixit занимается самыми новыми устройствам: например, в ноябре 2017-го они первыми разобрали iPhone X, а в 2018-м проделали то же самое с флагманским устройством Samsung. Гонка с разборкой устройств началась после знакомства с японским техноблогером, известным под ником Kodawarisan, объясняет Кайл: в качестве хобби он собирал и публиковал в своем блоге фотографии разобранных устройств Apple. «Сегодня мы дружим и стали частью этого неформального соревнования», — рассказывает Кайл. По его словам, самым сложным для разборки устройством оказался ноутбук Surface от Microsoft. На основе своих мануалов в компании создают рейтинги «ремонтопригодности» — они дают примерное представление о потенциальной стоимости ремонта устройства. На эти рейтинги ориентируются большинство профильных и мейнстримовых СМИ, которые освещают выход нового гаджета.

iFixit начался в комнате общежития: будущие основатели хотели починить

Гаджеты для разборки компания покупает на собственные средства — сложные отношения с некоторыми производителями далеко не всегда позволяют делать спонсорские проекты. Главная задача — получить устройство раньше остальных, объясняет Кайл. Если не успели купить в магазине, приходится покупать у тех, кто успел, иногда переплачивая. Менее крупные производители электроники сами предоставляют свои устройства для разборки.

Инженеры компаний-производителей потом часто выкладывают фотографии разобранных устройств и отдельных деталей в своих блогах. «Как правило, они не могут сделать это из-за соглашений о неразглашении, но после того, как мы разобрали устройство и подробно описали весь процесс, их ничего не останавливает, они могут похвастаться перед коллегами результатами своей работы», — смеется Кайл.

Сайт iFixit работает на платформе Dozuki собственной разработки. Для внешних клиентов доступ к ней открыли в 2011 году, сегодня среди них Coca Cola, Facebook и производитель компьютерных комплектующих Crucial. По сути, платформа предлагает клиентам те же возможности, которые используют в iFixit, — организацию и управление контентом на специально созданном для этого сайте или на сайте клиента. Но главным источником дохода компании является продажа брендированных наборов инструментов, на втором месте — продажа запчастей. Сам сайт практически не приносит прибыли, и на нем даже нет рекламы. В 2017 году число зарегистрированных пользователей сообщества достигло 100 млн человек: они пишут мануалы, помогают переводом на языки, отличные от английского, и делятся опытом на форуме. Около 500 тыс. из 100 млн — русскоязычные, говорит Кайл, и iFixit надеется увеличить их количество.

Занимаясь коммерческой деятельностью, iFixit также активно работает в сфере политики. Свою миссию компания формулирует просто — обеспечить правом самостоятельного ремонта каждого американца. В 2016 году, поставив целью реформировать закон DMCA, несколько ремонтных объединений слились в Ассоциацию ремонта (The Repair Association).

Культовым набором инструментов от iFixit пользуются почти все техноблогеры

Право на ремонт

Ассоциация хочет распространить на все США практику, принятую в штате Массачусетс, где производители обязаны продавать запчасти и давать доступ к руководствам по ремонту реализуемых товаров конечным пользователям. В совет директоров The Repair Association входит Кайл Уинс, который активно продвигает интересы пользователей и своей компании, которая считается неформальным флагманом всего движения.

Ассоциация работает еще и как лоббист, хотя ее исполнительный директор Гэй Гордон-Берн от такого определения деятельности организации открещивается. The Repair Association отстаивает интересы небольших ремонтных компаний, в штате которых обычно числятся не более пяти сотрудников и которые страдают от недостатка информации и необходимых запчастей. А главное — права заниматься ремонтом гаджетов, тракторов, автомобилей и прочих сложных технических устройств.

Споры об этом во многих штатах нередко заканчиваются судом. К примеру, в 2006 году в интервью британскому изданию The Register основатель форума Something Awful Ричард Кьянка рассказывал, что Apple пыталась его засудить за публикацию ссылки на чертежи MacBook Pro. Ссылку опубликовал один из пользователей, но дело в том, что по закону США эта информация является интеллектуальной собственностью компании и публикация без ее ведома ведет к нарушению авторских прав. «Я сразу сказал Apple отвалить, мы ничего не нарушили. Видимо, их юристы не понимают, как работает интернет», — рассказывал Ричард. Подобные казусы случались у других производителей, а однажды злополучная ссылка оказалась и на официальном форуме Apple. Судиться сами с собой в компании не стали.

За последние несколько лет отношение технологических гигантов к ремонту своих девайсов изменилось, они стали чаще делиться информацией, рассказывает Кайл. В этом он видит в том числе и заслугу своей компании, считая, что благодаря их борьбе в Apple изменили мнение об интеллектуальной собственности. Он признает, что миссию iFixit можно назвать политической, но отрицает наличие у себя амбиций в этой сфере. Тем временем все больше американских штатов принимают или обсуждают закон о «праве на ремонт». Сейчас их всего восемь, но Кайл надеется, что со временем все американские потребители США смогут полностью распоряжаться купленными устройствами.

100 млн пользователей — аудитория сайта в 2017 году

Источник: Данные компании
Фото: Getty Images; DR

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасибо, что уволен! Спасибо, что уволен!

Как справиться с увольнением с минимальными потерями

Psychologies
Партия против народа. Почему Армению ждет обострение конфликта Партия против народа. Почему Армению ждет обострение конфликта

Ситуация в Армении продолжит накаляться

Forbes
Город с врожденным радушием Город с врожденным радушием

Патриотизм по-афински

GEO
Бомбическая история: ядерные взрывы в сознании японцев и другие выставки фотобиеннале Бомбическая история: ядерные взрывы в сознании японцев и другие выставки фотобиеннале

Что смотреть на московской Фотобиеннале-2018

Forbes
Катерина Мурашова: Как провести отпуск с ребенком, чтобы всем было интересно Катерина Мурашова: Как провести отпуск с ребенком, чтобы всем было интересно

Как сделать семейную поездку насыщенной, образовательной и не скучной

СНОБ
Игорь Шпицберг: Без причины и лекарства Игорь Шпицберг: Без причины и лекарства

О том, почему проблема аутизма должна волновать каждого

СНОБ
Mercedes-Benz S-Класса: гуляем на полную Mercedes-Benz S-Класса: гуляем на полную

Mercedes-Benz W221. Как обезопасить себя от покупки роскошной обузы?

АвтоМир
В чем ехать за город в майские праздники? В чем ехать за город в майские праздники?

Что надеть, чтобы даже на шашлыках выглядеть классно

GQ
Гороскоп Vogue: май 2018 Гороскоп Vogue: май 2018

Что нам пророчат звезды в последний месяц весны

Vogue
Мужское мнение: как выбрать жену? Мужское мнение: как выбрать жену?

Как мужчины понимают, что женщина, которую встретили, та самая?

Psychologies
Весна в Праге Павла Пепперштейна Весна в Праге Павла Пепперштейна

Художник и писатель с юности привязан к столице Чехии

Vogue
Функция vs декор Функция vs декор

Новая работа Алексея Николашина — интерьер в стиле софт–минимализм

SALON-Interior
Мавр сделал свое дело Мавр сделал свое дело

Карл Маркс принес в жертву придуманному им «призраку коммунизма» все, что мог

GALA Биография
Грудничок: мифы и реальность Грудничок: мифы и реальность

Насколько разумны советы, касающиеся здоровья и ухода за грудничками

9 месяцев
Частичка истории Частичка истории

Стать причастным к автомобильной истории Suzuki дорогого стоит

АвтоМир
Настоящая близость возможна только между равными Настоящая близость возможна только между равными

Откуда берутся обиды в семейных парах

Psychologies
Lada XRay: свое, родное Lada XRay: свое, родное

Lada XRay поселилась в редакционном парке на излете зимы

АвтоМир
Карта, деньги, «Винзавод»: стал ли арт-кластер супругов Троценко успешным бизнес-проектом Карта, деньги, «Винзавод»: стал ли арт-кластер супругов Троценко успешным бизнес-проектом

Как частный центр современного искусства Москвы зарабатывает на искусстве

Forbes
Сохраним подводные богатства Сохраним подводные богатства

Прибрежная полоса Чили опустошена из-за непомерных аппетитов рыболовов

National Geographic
Цифровой прорыв. Какие технологии помогут найти лекарства от всех болезней Цифровой прорыв. Какие технологии помогут найти лекарства от всех болезней

Ставка на квантовые компьютеры и искусственный интеллект

Forbes
Времена НЭПа — самая развратная эпоха в СССР Времена НЭПа — самая развратная эпоха в СССР

Конец эпохи привел за собой невероятное — первую сексуальную революцию СССР

Cosmopolitan
Удачи на даче! Удачи на даче!

Как подготовиться к очередному дачному сезону?

Добрые советы
Звезды, которые Звезды, которые

Когда в рекламе говорят, что благодаря этим таблеткам похудела любимая звезда!

Cosmopolitan
Старость при деньгах. Как самостоятельно накопить на пенсию Старость при деньгах. Как самостоятельно накопить на пенсию

Какие правила помогут обеспечить достойную жизнь после 55?

Forbes
Остров Боракай закроют для туристов с 26 апреля Остров Боракай закроют для туристов с 26 апреля

Филиппинский остров закроют для туристов на полгода.

National Geographic
В Перу найдены следы крупнейшего в мире детского жертвоприношения В Перу найдены следы крупнейшего в мире детского жертвоприношения

Археологи совершили сенсационное открытие

National Geographic
Диск-жокей, сделай музыку громче: один день с Севой Новгородцевым Диск-жокей, сделай музыку громче: один день с Севой Новгородцевым

Сева Новгородцев о желании вернуться в молодость

СНОБ
Нерусские есть Нерусские есть

Полевые опыты мультикультурализма в условиях Навруза

Русский репортер
Москва – Флоренция – Солярис Москва – Флоренция – Солярис

Мультимедийный проект «Новый полет на Солярис»

СНОБ
Опасный рынок. Почему иностранные инвестфонды даже не смотрят на недвижимость в России Опасный рынок. Почему иностранные инвестфонды даже не смотрят на недвижимость в России

Новые иностранные игроки не приходят на рынок недвижимости в России

Forbes
Открыть в приложении