7 вопросов Леониду Ольшанскому, защитнику автомобилистов
О взятках и штрафах
Если в 2021 году вступит в силу проект нового Кодекса об административных правонарушениях, опубликованный на днях Минюстом, это серьезно осложнит жизнь автомобилистам. Суммы штрафов вырастут в несколько раз, к старым прибавятся новые и к тому же будет введена накопительная система — водитель потеряет права, если допустит три грубых нарушения за год. Даже премьер-министр Михаил Мишустин посчитал штрафы в пять тысяч рублей непосильными. Эту ситуацию для «РР» комментирует вице-председатель Движения автомобилистов России, почетный адвокат России Леонид Ольшанский.
1Если сравнить с другими странами, у нас штрафы больше или меньше?
Сравнение с другими странами некорректно, потому что там совершенно другие зарплаты. По мнению криминологов, социологов и психологов, штрафы и иные санкции должны быть привязаны к зарплатам. Пусть где-то в Англии, Франции или Италии штраф две тысячи долларов — но там и зарплата несколько тысяч. Мы семимильными шагами догоняем эти страны по размеру штрафов, хотя зарплата отстает.
2Зачем в принципе вводить новые штрафы и повышать старые?
Каждая служба, каждая структура тяготеет к концентрации рычагов власти. Ни в одно управление МВД люди так часто не обращаются, как в ГАИ! У нас в стране только частных машин и частных водителей 50 миллионов. Поэтому повышение штрафов — это, первое, концентрация рычагов власти. Второе — всех обвинять нельзя, но кое-кто использует это для шантажа и вымогательства. И третье — это используется для пополнения региональных бюджетов.
3Кстати, а куда идут деньги, полученные от штрафов на дорогах, и сколько денег собирается?
Я знаю, что собираются миллиарды, и некоторые губернаторы не скрываясь говорят: штрафы плюс платные парковки — это важнейшие статьи пополнения регионального бюджета.
4Cделает ли это движение на дорогах безопаснее?
Это никак не делает дорожное движение безопасным. Ответственность водителей — сложный психологический вопрос. Если Мэрилин Монро меня ждет у памятника Пушкину, и у нас свидание, я буду думать о том, чтобы не опоздать и чтобы ее снегом не занесло, поэтому мне будет безразлично, что здесь знак, допустим, сорок километров в час — я буду ехать сто сорок! На безопасность влияют тысячи факторов: освещенность трассы, лед покололи, поругался на работе и так далее. А усиление санкций — только один из них.
5Что нового появится в системе штрафов и что такое накопительная система нарушений?
Надо говорить: какие же драконовские санкции уготовили авторы законопроекта? Потому что штраф — это один из десяти видов санкций, а более серьезная санкция — лишение права управления. История с накопительной системой более серьезна и более антиконституционна, чем может показаться на первый взгляд. При советской власти существовали печально известные талоны предупреждения. Инспектор колол дырки. Три дырки — лишение. Поэтому давали взятки, чтобы не колоть.
Как только Горбачев пришел к власти, как только началась перестройка, перед страной поставили три задачи: парламентская реформа, судебная реформа и — отмена талонов предупреждений, накопительного принципа. Отменили в 1989 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Но уже в 1992-м стараниями тогдашнего начальника ГАИ России это вернулось в форме балльной системы: не пристегнулся ремнем — один балл, превысил скорость — три балла. Набрал 15 баллов в течение года — лишение прав на срок год-полтора. И чтобы не лишили прав, водители часто давали взятки. В 1997 году депутаты Госдумы пришли к выводу — я участвовал в этих боях! — что балльная система учета нарушает важнейший принцип Конституции: за одно деяние дважды не наказывают. Сначала водитель платит штраф, а затем по совокупности этих штрафов его наказывают лишением прав. Самая взяточная статья — это накопительный принцип, балльная система. Но меры, которые сегодня предлагаются, еще более драконовские. Раньше было 15 баллов, а теперь три деяния в течение года — и лишение прав. Более чем на год!
6Вы как-то будете с этим бороться?
Обязательно. Движение автомобилистов России будет бороться. Вот сейчас вы меня застали в дверях, я опаздываю в Государственную Думу, уже подготовлены предложения, что в таком виде кодекс принимать нельзя.
7Так как теперь ездить, чтобы не потерять права?
Не попадаться!
Как вырастут штрафы
Превышение скорости на 20–40 км/ч 500 руб. 3000 руб.
Превышение скорости на 40–60 км/ч 1000 руб. 4000 руб.
Превышение на 60 км/ч и более 2000–2500руб. 5000 руб. или лишение прав на срок до 6 месяцев
Повторное превышение более чем на 40–60 км/ч 2000руб. 10 000 руб. или лишение прав на срок 1 год
Невыполнение требования инспектора об остановке до 800руб. 40 000 руб. или лишение прав на срок до 3 лет
Повторная езда с тонировкой на передних стеклах 500 руб. 3000 руб.
Вождение в нетрезвом состоянии 30 000 руб. 40 000 руб.
+ лишение прав на срок до 2 лет
+ лишение прав на срок до 3 лет
Новые штрафы
Опасное вождение 5000 руб.
Три грубых нарушения за год Лишение прав на срок 1,5 года
Фотографии: из личного архива Леонида Ольшанского; planeta.ru(3); pixabay.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl