Как вести себя руководству, если сотрудник переживает личную драму

ForbesБизнес

Короли драмы: почему личную жизнь нужно оставлять за порогом офиса

Каждый из нас приходил в офис после ссоры с любимым человеком, каждому приходилось работать во время депрессивного состояния. Все это негативно влияет на рабочие процессы. Нужно ли скрывать свое состояние от коллег? Как вести себя руководству, если сотрудник переживает личную драму? Коуч Юлия Бурлакова пытается найти ответы на эти сложные вопросы.

Юлия Бурлакова

gettyimages-534172557.jpg__1580647133__80455__vid646175e.jpg

Как оставаться блестящим сотрудником, если вы проходите через сложную кризисную ситуацию в личной жизни? К сожалению, этот вопрос однажды задает себе каждый из нас. Нет среди нас таких, кому ни разу не приходилось совершать трудовые подвиги, несмотря на личные трагедии. Дедлайн ведь не спросит, ушла ли от тебя жена к другому, или поставил ли онколог самый страшный диагноз маме в расцвете ее пятидесяти лет. Значит, это важная компетенция для жизни и для бизнеса — искать баланс между личными обстоятельствами и должностными инструкциями. Поэтому давайте учиться.

Так однажды и поступил талантливый тимлид IT-компании, который пришел ко мне на очередную коуч-сессию и с порога поставил запрос ребром: «Юля, в моей жизни сейчас апокалипсис — я прохожу через развод, это просто ад. Я знаю, что с нервами не к коучу, а к психологу, и к нему я тоже пойду. Но мы скоро запускаем важный продукт, и моя задача сделать так, чтобы по моей команде не рикошетило мое ужасное состояние. Как мне сохранить свои функции лидера команды, если на душе каждую секунду скребут кошки?» 

Обратите внимание, какая взрослую позиция — это же сколько ответственности надо иметь, чтобы превентивно позаботиться о команде и о проекте, с уважением к команде и общему делу, да еще с уважением к собственным чувствами («к психологу тоже пойду»). 

Но это он такой продвинутый, а большинство из нас, к сожалению, мечутся меж двух крайностей. Первую из них можно назвать настоящей жестокостью к себе: человек отказывается видеть свою боль, превращается в машину, и потом на долгие годы уходит в посттравматическое состояние полужизни. Это жестокость могут провоцировать и закреплять окружающие: когда коллектив и начальство делают вид, что все по-прежнему и никак не поддерживают сотрудника в беде, это по сути жестокость, и система отвергает сотрудника в горе. 

Однако также печальна и обратная крайность — если ваш коллега крайне инфантилен и по каждому ОРВИ назначает себя главным умирающим, заражая вас своими тревогами и складывая с себя ответственность за срыв дедлайнов («я же лечился, ты же понимаешь»), или приносит каждую жизненную неурядицу в офис («представляешь, бойфренд отказался со мной в кино идти, наверное, это уже абьюз, я сегодня на работу не выйду»), тут уже ваша профессиональная жизнь превращается в череду манипуляций и провалов. 

Поэтому все, что мы с вами можем делать — это искать тонкий мудрый баланс между жестокостью и инфантильностью, будучи во всеоружии к ударам судьбы, ибо таковые неизбежны. 

Зеркальные нейроны судьбы

И первый стереотип, с которым предстоит расстаться в поисках этого баланса: можно скрыть свои чувства от окружающих. Мы с вами существа социальные, и состояние каждого члена «стаи» в реальном времени транслируется окружающим. Если коллега натужно улыбается, а вам кажется, что на самом деле что-то не так, — вам не кажется. Здоровая психика быстро считывает неискренность. И если вам сухо говорят: «Петя, сегодня тебе особенно удался отчет» — ключевой будет информация о сухости голоса, а не похвала отчету. 

За сонастройку на эмоции другого у нас отвечает специальное нейрочудо, которое  называется «зеркальные нейроны». Это такие особые участки нейросетей, которые отвечают за считывание поведения и проявления других приматов, чтобы можно было их в случае необходимости анализировать, повторять, реагировать наиболее выживательным образом. Вы точно знаете пример такого считывания и заразительности в быту: если кто-то рядом с нами зевнул, нам автоматически хочется отзеркалить зевок, потому что когда-то давно племя добывало кислород в пещере на примере того самого умного, кто первым почувствовал его недостаток. Значит — другие тоже должны срочно добыть себе дополнительную порцию кислорода.

А представьте себе, если один примат разводится, или у его родственника обнаружили заболевание, или трагедия с ребенком? Тут не только зевнуть зеркально захочется, а страдать и сострадать, даже если напрямую нам с вами не озвучивают причину подавленного состояния — и именно если коллега пытается это состояние скрыть. 

Какие выводы следуют из заразности эмоций и зеркальности нейронов? А вот какие: давайте даже не пытаться делать вид, что нас не касаются жизненные трагедии коллег. Не просто касаются, а проникают в мозг и становятся определяющим для атмосферы «стаи» вашего отдела. 

А если через этот апокалипсис сейчас проходите вы, то не стоит себя обманывать и пытаться спрятать в кармане ужас и депрессию, ощущение тотального жизненного краха, если вы с ним пришли на работу. Это невозможно. Ну или возможно какое-то время, а потом ты — раз! — и «Джокер» образца Хоакина Феникса. То есть деструктивен или по отношению к себе, или к окружающим, в качестве компенсации всех предыдущих натужных попыток делать вид, что все хорошо. 

Если раз из раза брать у самого себя эмоциональный кредит (а подавлять свои чувства это очень дорогой вид кредита для психики) придется отдавать с огромными процентами. К сожалению, это хорошо известно и грустно доказано феноменом школьных самоубийств и расстрелов — подросток терпел-терпел, а потом в какой-то момент  психика сдетонировала по неожиданному и микроскопическому якобы поводу. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Большевик каждую минуту застрелить может» «Большевик каждую минуту застрелить может»

«Огонек» задумался над тем, в чем сила ленинского наследия

Огонёк
От круиза в Антарктику до умного бюстгальтера: что подарили номинантам на «Оскар» в наборе стоимостью $215 000 От круиза в Антарктику до умного бюстгальтера: что подарили номинантам на «Оскар» в наборе стоимостью $215 000

Кто и зачем оплачивает звездам дорогостоящие подарки на «Оскаре»?

Forbes
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Элегантные «хрущевки»: библиотека дизайн-проектов от IKEA заинтересовала почти 3 млн россиян Элегантные «хрущевки»: библиотека дизайн-проектов от IKEA заинтересовала почти 3 млн россиян

Магазины-лабиринты IKEA теряют популярность, компании пришлось сменить курс

Forbes
Романтика и страсть есть Романтика и страсть есть

Какой должна быть любовь в новом, нетоксичном мире?

Домашний Очаг
Уна Харт: Троллий пик Уна Харт: Троллий пик

Публикация первой главы книги Уны Харт «Троллий пик»

СНОБ

Филип Бизли уверен, что в XXI веке настает эпоха живой архитектуры

Популярная механика
Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик? Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик?

О проблеме перевода или огласовки иностранных имён собственных

Наука и жизнь
Как менялась игровая индустрия России: фрагмент книги Андрея Подшибякина Как менялась игровая индустрия России: фрагмент книги Андрея Подшибякина

Российская игровая индустрия не отстает по многим параметрам от общемировой

Esquire
Возможен ли счастливый брак, если нет общих интересов Возможен ли счастливый брак, если нет общих интересов

Можно ли создать счастливый союз, если нас не связывают общие интересы

Psychologies
Неудачный брак и внезапный Неудачный брак и внезапный

В этом году актриса Лора Дерн получила “Оскар” за лучшую роль второго плана

Cosmopolitan
Обзор смартфона Huawei Nova 5T: доступный камерофон Обзор смартфона Huawei Nova 5T: доступный камерофон

Тестируем новую модель из линейки Huawei Nova

CHIP
Кто сшил костюм Кто сшил костюм

Насколько эффективно работает рычаг персональной ответственности?

Огонёк
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк второй. Эйнштейн против Паули. Единая теория поля

Наука и жизнь
Мой Сталинград Мой Сталинград

Когда началась война, я была студенткой мединститута

Наука и жизнь
23 февраля: какие защитники нам нужны в этот праздник и другие дни 23 февраля: какие защитники нам нужны в этот праздник и другие дни

В каких защитниках нуждаются современные женщины

Cosmopolitan
Атипичный кризис и его последствия. Получится ли у России «отсидеться в окопе» Атипичный кризис и его последствия. Получится ли у России «отсидеться в окопе»

Максимум, на что может надеяться — упасть чуть менее больно, чем остальные

СНОБ
Одна вокруг света. Как проехать через самый опасный перевал в Ливане Одна вокруг света. Как проехать через самый опасный перевал в Ливане

60-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
«Всё только начинается» «Всё только начинается»

Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин дают совместное интервью

OK!
Game over Game over

Как разработчик игр компания Nexters за год выросла в 15 раз

Forbes
«Заморочить голову думающему человеку в наше время не так легко» «Заморочить голову думающему человеку в наше время не так легко»

Есть ли разница между переписыванием истории и ее политизацией?

Огонёк
Никогда не заказывайте коктейль для незнакомой девушки Никогда не заказывайте коктейль для незнакомой девушки

Экспертно заявляет создатель лондонского бара The Gibson Мариан Беке

GQ
«Люди с инвалидностью не всегда понимают, что можно прийти в музей, и им там будут рады». Как сделать искусство доступным «Люди с инвалидностью не всегда понимают, что можно прийти в музей, и им там будут рады». Как сделать искусство доступным

Проект «Музей для всех» о том, как сделать музейную систему инклюзивной

Forbes
«‎Мир перестал быть человекомерным». Татьяна Черниговская о проблемах развития искусственного интеллекта «‎Мир перестал быть человекомерным». Татьяна Черниговская о проблемах развития искусственного интеллекта

Психолингвист о том, в каком мире мы оказались из-за цифровых технологий

СНОБ
Eсть сигнал! Eсть сигнал!

Некоторые безобидные симптомы могут указывать на развитие серьезных заболеваний

Лиза
Сухой перекус Сухой перекус

Хочешь быстро утолить голод – съешь сухофрукт

Худеем правильно
«Дурная кровь» Джона Каррейру: книга о знаменитом стартапе Theranos «Дурная кровь» Джона Каррейру: книга о знаменитом стартапе Theranos

В своей новой книге Джон Каррейру собрал серию расследований о Theranos

Esquire
Бабушкина шкатулка для внука. Почему мужчины стали носить украшения Бабушкина шкатулка для внука. Почему мужчины стали носить украшения

Почему в мужском модном гардеробе могут поселиться бриллиантовые броши?

Forbes
Вымойте руки: какие предметы опасны для здоровья Вымойте руки: какие предметы опасны для здоровья

поручни, деньги и другие предметы, после которых нужно обязательно мыть руки

Популярная механика
«Tesla в мире погрузчиков»: как маленький производитель техники для складов заработал на буме онлайн-торговли «Tesla в мире погрузчиков»: как маленький производитель техники для складов заработал на буме онлайн-торговли

Малоизвестный производитель погрузчиков из Огайо начал сотрудничать с Amazon

Forbes
Открыть в приложении