Бастилия
Самая знаменитая тюрьма Франции не сохранилась до наших дней, но стала символом революции и первым в мире памятником истории. Своей репутацией страшного узилища она обязана французской литературе — от мемуаристов XVII–XVIII веков до Александра Дюма (отца).
Слово «бастилия» первоначально означало сторожевую башню. Во время Столетней войны прево Парижа (по-современному — некто вроде губернатора) Этьен Марсель с целью защиты города в 1357 году соорудил при воротах Сент-Антуан бастилию — две башни и ров глубиной в 24 метра. Вторая бастилия была устроена со стороны ворот Сен-Дени.
В 1370–1382 годах, по велению короля Карла V Мудрого и под руководством другого прево, Уго Обрие, Бастилия превратилась в неприступную крепость с восемью башнями той же высоты, что и стены. Фортификационную новацию оценили современники — подражания Бастилии появились в Англии и во Франции.
Башни включали по пять этажей и отдельно — подземелье, а под самой крышей увенчанное сводом помещение-ракушку. В башнях расположились впоследствии камеры королевской тюрьмы, причём сырые подземелья и душные верхние ярусы предназначались для заключённых, склонных к побегам, и отпетых негодяев. Ну а одним из первых узников Бастилии стал её строитель Обрие, обвинённый в потворстве евреям.
На протяжении столетий Бастилия жила обычной жизнью королевского замка, служа убежищем королю и его приближённым, ареной для праздников и тюрьмой. Столичная крепость отметилась во многих исторических событиях: в XV веке в ней квартировал английский гарнизон, в XVI столетии она оказалась оплотом Католической лиги, а в 1649 году была захвачена сторонниками Фронды... Однако в историю Франции она вошла в качестве «мрачной темницы».
Как полагают, использовать Бастилию в качестве государственной тюрьмы на регулярной основе предложил заклятый враг д’Артаньяна кардинал де Ришелье. Но, чтобы попасть в Бастилию, мало было насолить всесильному кардиналу, требовалось быть настоящим аристократом. Сажали в Бастилию «без суда и следствия» — по королевскому lettre de cachet (письму с печатью), и вплоть до революции такое положение дел всех устраивало.
В числе знаменитых узников Бастилии были Железная Маска и граф Калиостро. Франсуа-Мари Аруэ именно в её стенах взял себе псевдоним Вольтер, а Донасьен Альфонс Франсуа де Сад написал «120 дней Содома».
При последних Людовиках Бастилия предоставляла неплохие условия. Узники содержались на средних этажах башен, в каждой комнате были печь или камин, приличная мебель. Для прогулок — двор, крепостные стены и сад, разбитый на месте земляного бастиона XVI века. Узники за свой счёт могли обставить камеру, держать прислугу и домашних животных. Маркиз де Сад заселился в Бастилию c картинами, гобеленами и книгами, хотя библиотека самой Бастилии насчитывала к тому времени 389 томов. Лорд Мортон, обвинённый в шпионаже, в 1746 году переехал в Бастилию со всем семейством, не желая нарушать домашнюю жизнь. Четыре тюремных надзирателя заключённым не досаждали. В тюрьме были разрешены табак,