Родня: каково положение современных Романовых в России и есть ли у них право на императорское наследство?
1 октября в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге венчались великий князь Георгий Михайлович, потомок династии Романовых, и итальянка Ребекка Беттарини. Это событие стало первым больше чем за 100 лет бракосочетанием представителя дома Романовых в России и вызвало, помимо пересудов (многих, например, золотой герб России на шлейфе невесты и сам пафос мероприятия), ряд вопросов. Пожалуй, главный из которых — есть ли у современных Романовых права на императорское наследство? Esquire попросил ответить историка Александра Радаева.
В современной Франции существует три основных монархических течения, каждое из которых выдвигает своего гипотетического претендента на королевскую корону: Жана Орлеанского под именем Иоанна IV в короли прочит партия орлеанистов; бонапартисты выдвигают Наполеона VII, Жан-Кристофа Бонапарта; у легитимистов есть свой потомок Бурбонов, Луис Альфонсо де Бурбон, он же Людовик XX. В России монархия пала куда позже, но с наследованием умозрительной короны все сложнее, хотя, казалось бы, куда еще более? В наши дни Романовы весьма многочисленны — можно говорить о сотнях людей, происходящих от кого-то из русских императоров: Павла I, Николая I, Александра II и Александра III. Что же не так с бегами за несуществующим наследством?
Матримониальная гонка
Осенью 2021 года состоялось два громких свадебных торжества, связанных с российской императорской фамилией. Женился Ростислав Ростиславович Романов, потомок Николая I, и Георгий Михайлович Романов, потомок Александра II.
Князья Ростислав и Георгий представляют две части ныне существующей семьи Романовых, придерживающиеся противоположных взглядов на вопросы наследования российской императорской короны: Михайловичей, потомков младшего сына Николая I, и Кирилловичей, потомков Александра II.
Ростислав является потомком как младшего сына императора Николая I, так и великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II. Родился Ростислав от неравнородного брака. Князем называется только в рамках сообщества романовской семьи. Какое-то время жил в Москве.
Противоборство Николаевичей и Кирилловичей давнее и не утихающее. А проявляется оно порой очень комичным образом.
Перед свадьбой Ростислава Российское дворянское собрание — общественная неправительственная организация, объединяющая около двенадцати тысяч человек, причисляющих себя к российскому дворянству, созданная при участии Владимира Кирилловича Романова и потому его боготворящая, — разослало своеобразную ноту, напоминающую, что Российский императорский дом, состоящий собственно из Георгия Михайловича и его матери Марии Владимировны, является организацией, признанной РПЦ и монаршими домами Европы. Таким незамысловатым образом дворяне выразили свою обеспокоенность тем, что князь Ростислав Романов упоминается в приглашениях на свою свадьбу как Son Altesse Impériale (его императорское высочество), не обладая этим титулом. В сущности, он и князем может называться с большой натяжкой, но так ли это важно, ведь все титулы были упразднены вместе с сословиями, а правила титулования — отменены после Октябрьской революции 1917 года.
Мария Владимировна Романова — внучка великого князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II. В 1924 году ее дед объявил себя императором в изгнании Кириллом I. Этого не признали другие Романовы. Единственный сын Марии Владимировны, Георгий, по отцу — Гогенцоллерн, сын принца Франца Вильгельма Прусского.
Ассоциация же дома Романовых, состоящая из потомков императора Николая I, к которой относится Ростислав Ростиславович, после рождения Георгия Михайловича выпустила ноту, сообщая, что новорожденный князь не принадлежит ни к Русскому императорскому дому, ни к роду Романовых, но его рождение осчастливило прусский королевский дом.
Георгий Михайлович Романов стал гражданином Российской Федерации в 1992 году, до этого официально его звали Георгий Прусский. Его отец принц Франц Вильгельм Прусский, правнук Вильгельма II и сын принца Карла Прусского, служившего в танковой дивизии вермахта, после брака с Марией принял православие, крестился под именем Михаила. Через некоторое время супруги развелись, а Георг Гогенцоллерн стал Георгием Романовым по матери.
Кирилловичи, Мария Владимировна и Георгий Михайлович, действительно пользуются широкой поддержкой множества королевских семей, правящих и нет, что как бы утвердилось присутствием представителей этих семейств на свадьбе князя Георгия. Однако, пожалуй, на этом заканчивается убедительность их громко декларируемой легитимности. И начинается волшебство.