Малый Эрмитаж
Висячий сад и часы «Павлин»
Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».
Висячий сад
Малый Эрмитаж начался с Висячего сада, который в 1765 году построил архитектор Юрий Фельтен. Сначала это было двухэтажное строение, на первом этаже которого расположился дровяной склад, а на втором были высажены растения. В те годы внутренние сады, или вертограды, были популярны среди знати. Но, в отличие от других, сад Эрмитажа подогревали снизу. Между ним и манежем находился специальный этаж с шанцами — короткими столбиками, между которыми проходили каналы. По ним вверх поднимался нагретый воздух. Благодаря этому в саду всегда было теплее, растения зацветали раньше, чем во всем Петербурге, а листья с деревьев опадали позже.
Еще через год Екатерина распорядилась возвести здесь Южный павильон — покои для своего фаворита, графа Григория Орлова. Фасад Фаворитского корпуса, как его еще называли, выходил на Миллионную улицу. Сегодня здесь располагается Научная библиотека Государственного Эрмитажа.
В 1769 году по проекту Жан-Батиста-Мишеля Валлена-Деламота достроили Северный павильон с окнами на Неву. Вскоре Екатерина II повелела возвести «музеум» — закрыть боковые части сада длинными галереями. Здесь она планировала разместить свою коллекцию картин. Таким образом Висячий сад оказался с четырех сторон окружен дворцовыми постройками.
В 1839 году из-за обильных осадков вода подмыла перекрытия, и в нижнем ярусе Малого Эрмитажа в кладовых обрушился свод. Поэтому в 1840-х годах Висячий сад реконструировали по проекту архитектора Василия Стасова, чуть позже — Андрея Штакеншнейдера. Именно его планировку можно увидеть в открытой части сада в наши дни. Сегодня в сад туристов не пускают, но его можно рассмотреть из окон прилегающих залов и галерей.
По задумке Штакеншнейдера пространство предваряла закрытая оранжерея — Зимний сад. До наших дней он не сохранился, но сотрудники музея восстановили его границы. Из окон Северного павильона в саду можно увидеть низкий парапет — именно здесь находилась стена, которая отделяла Зимний сад от открытого. На основание парапета нанесена гравировка, по которой понятно, где располагались несущие колонны и окна, а на одной из стен под защитным стеклом открыта историческая кирпичная кладка.
В центре сада находится фонтан, который в XIX веке создала женщина-скульптор из Флоренции — Фелиция де Фаво. В те годы женщин среди деятелей искусств было мало и работы их ценили ниже, чем произведения их коллег-мужчин. Однако императорская семья после визита во Флоренцию заказала несколько скульптур «девицы Фаво» для своих резиденций.
Сад украшают несколько скульптур, в том числе — «Аполлон», «Юнона», «Диана» и «Венера» итальянца Антонио Тарсиа. Все фигуры в саду — точные копии произведений, оригиналы хранятся в запасниках Эрмитажа.
Цветники в саду тоже восстановлены по рисункам архитектора Андрея Штакеншнейдера. Они выполнены в викторианском стиле: здесь можно увидеть и симметричные ряды растений, и хаотичные группы. В саду высажены те же цветы, что и в середине XIX века. Сегодня они кажутся обычными, но для позапрошлого столетия это были новые, модные сорта: фритиллярии, розы, туи, дерен, жимолость, лапчатка и удивительная для середины XIX века белая сирень. Украшать шляпки веточкой белой сирени могли только очень состоятельные дамы: многим эти цветы были не по карману. Некоторые садовники шли на хитрость и помещали сирень в подвал: из-за недостатка света цветки получились бледные, почти белые.
Во время блокады Ленинграда в Висячем саду Эрмитажа выращивали овощи: картошку, капусту, корнеплоды, и эти заготовки спасли не одну жизнь.
В наши дни цветущие растения здесь высаживают два раза в год: в начале лета — розы сортов Эрмитаж и Эден Роуз, а осенью — тюльпаны Эрмитаж и фритиллярию Аврора.
В саду можно увидеть четыре голубятни, все они восстановлены по рисункам архитектора Людвига Шарлеманя. Домики закрыты сеткой, чтобы птицы не могли здесь селиться. Однако, несмотря на старания служителей музея, в саду часто бывают вороны. Они носят свои сверкающие находки и угощения горожан в исторический фонтан Фелиции де Фаво, из-за чего его приходится чистить каждую неделю.
Часы «Павлин»
В Северном павильоне Малого Эрмитажа находится Павильонный зал. Его обустроил в 1858 году архитектор Андрей Штакеншнейдер. Он объединил залы, которые были здесь ранее, в том числе кабинет-эрмитаж с подъемным столом.
В убранстве архитектор соединил элементы восточных и античных интерьеров. Золоченая решетка повторяет мотив азиатских орнаментов, лестницу и нишу обрамляют четыре фонтана, подобных бахчисарайскому фонтану слез. На полу можно увидеть копию древнеримской напольной мозаики, оригинал которой сейчас хранится в Ватикане.
В Павильонном зале находятся часы «Павлин». В наши дни это один из самых старых автоматов, который до сих пор работает без изменений. Часы создал английский ювелир и изобретатель Джеймс Кокс в 1788 году. Григорий Потемкин приобрел их для коллекции Екатерины II. В Россию часы доставили в разобранном виде, и собирал их русский умелец Иван Кулибин. В часах работают четыре механизма: один отвечает за ход стрелок, а три других приводят в движение три фигуры: сову, павлина и петуха.
До пандемии часы заводили каждую среду — в восемь часов вечера. Но сейчас это нужно уточнять перед посещением музея — на официальном сайте или в социальных сетях Эрмитажа.
А вот как работает старинный механизм: первой в движение приводят сову — у нее вращается клетка, звенят колокольчики, сова постукивает лапкой и крутит головой. В это время клетка 12 раз поворачивается вокруг своей оси, а затем останавливается. Механизм совы запускает павлина. Он медленно распускает хвост, а затем поворачивается к зрителям другой стороной и показывает серебристую «изнанку». Раньше птица могла издавать звуки, но со временем элемент, который позволяет это делать, утратили. Последним двигается петух: он встряхивает головой и кричит, а «озвучивает» его маленький примитивный орган.
Главная фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl