Нарисуем — будут жить
Динамичные и экологичные, эффектные и несуразные, перспективные и откровенно провальные — не всем концептам суждено было выжить. Но кому-то было очень нужно, чтобы они появлялись.
История концепт-каров начинается в 50-е годы прошлого века, хотя справедливости ради стоит заглянуть в более ранние времена. А именно в пору, когда США начали приходить в себя после Великой депрессии: нарождающийся средний класс мог позволить себе покупку не просто автомобиля, но автомобиля красивого. Стиль стал двигать и продавать «металл». Ценность приобретали «машины мечты». Производители подогревали интерес, представляя концептуальные модели, воплощающие эстетические и технологические тренды. Одни получались революционными, другие — настолько оторванными от жизни, что в перспективы их массового производства не верили даже фантасты.
При создании сегодняшних концептов используются массивы инженерных данных, учитываются опросы фокус-групп, а также всевозможные требования по безопасности и экологии. Прогрессивные дизайнеры всегда осознавали важность гладких форм, помогающих обмануть ветер, сэкономить топливо или создать впечатление стремительности даже в статике. Главного дизайнера GM Харли Эрла по праву называют человеком, который обеспечил послевоенный рост концерна и помог General Motors утвердиться в качестве мирового автомобильного лидера. От поездки на автомобиле, считал он, у человека должны оставаться такие же ощущения, как от маленьких каникул. Его концепт 1938 года Buick Y-Job (эскизы модели выполнил Джордж Снайдер) считается первым примером стилистического автодизайна. Вытянутый в длину, низкий и сверкающий хромом автомобиль очаровал публику и на десятилетие вперёд задал настроение в индустрии. То же самое можно сказать и о таких экспериментах GM, как концепт 1951 года LeSabre, хвост которого украшали плавники, ставшие вскоре отличительной чертой многих роскошных автомобилей, в особенности Cadillac. Модели Firebird I, II и III (созданные в период с 1954 по 1958 год) своим видом напоминали не столько машины, сколько истребители: пусть и без крыла, зато с турбинами. Предполагалось, что Firebird II может передвигаться и в автономном режиме.