Час пробил!
Экскурсия в новый музей «Собрание» легко заменит годовой курс по истории часового искусства. Несмотря на обилие циферблатов, экспозиция завораживает настолько, что здесь забываешь о времени
Открытие «Собрания», намеченное на осень этого года, — новость громкая, но не то чтобы неожиданная. Детище бизнесмена и коллекционера Давида Якобашвили чуть ли не главный музейный «долгострой» Москвы: разговоры о нём идут без малого пятнадцать лет. Сами размеры здания на Солянке наводили на мысль, что внутри скрывается нечто грандиозное. Но свои секреты оно хранило стойко, словно музыкальная шкатулка, ключ от которой потерян. Собственно, с музыкальных шкатулок вся эта история и началась. Бизнес-партнёр Якобашвили, швед Билл Линдвалл был знатоком и любителем всего, что специалисты называют «самоиграющей музыкальной механикой»: шкатулок, граммофонов, звучащих пудрениц, механических пианино и заводных фигур-автоматонов. Опасаясь, что после его смерти наследники распродадут коллекцию, он предложил Якобашвили купить её целиком. Тот согласился — и увлёкся. За 18 лет коллекция выросла с 460 экспонатов до 20 000 и на четырёх этажах построенного для неё здания целиком уже не помещается. Чего здесь только нет: поющие чучела птиц в клетках, ярмарочные органы, механические оркестрионы, в недрах которых скрывается набор инструментов, которого хватило бы на небольшой