Режиссер Александр Алябьев — о мультивселенной и независимом театре
В Музее Москвы продолжаются показы постановки «Созвездия», ставшей дебютом Александра Алябьева. Спектакль о физике, который оборачивается спектаклем о чувствах, а режиссер рассказывает, с чего все начиналось и к чему привело
Спектакль Александра Алябьева «Созвездия» недавно переехал из хорошо знакомого постановке театра «Практика» в Музей Москвы. Любые перемены подобного и другого рода оказываются неизбежным контекстом сюжета, речь в котором заходит о мультивселенной, квантовой физике и других научных терминах. Впрочем, пугаться раньше времени не стоит. Физика физикой, но речь здесь идет о любви, моменте и о человеке в нем. Пьеса британского драматурга Ника Пэйна стала режиссерским дебютом для театрального актера Александра Алябьева, в котором сразу же проявилась чуткость, столь необходимая каждому постановщику. Камерное сценическое пространство, практически полное отсутствие декораций, два героя, Марианна и Роланд, ученая и пчеловод.
Мед как раз и окажется поводом для нелепого слегка смолл-тока (а бывают ли они иными, может спросить себя каждый из нас), знакомство завяжется, а теория мультивселенной развернется в полную силу. Марианна как раз занимается ею, так что наука проникает в жизнь сполна, а объяснение для тех, кто не в курсе, звучит именно из ее уст. Если коротко, то суть сводится к тому, что в квантовой мультивселенной все, что мы проживаем, может развиваться по-разному. Все принятые или непринятые решения, сделанное или несделанное приводят к множеству результатов, существуя одновременно в параллельных вселенных в каждый конкретный момент времени.
Именно это и происходит с Роландом и Марианной. Контексты меняются, слова тоже, и, пожалуй, каждый зритель в зале неизбежно вспоминает о собственном пережитом, том самом сделанном или несделанном. Как часто мы молчали из стеснения вместо того, чтобы произнести важные слова, как часто это молчание было принято собеседником за равнодушие или что угодно еще, но только не любовь?
Иными словами, квантовая физика на территории театра становится чувственной и понятной даже тем, кто предпочитает шутки о гуманитариях. На сцене в этом спектакле появляются Елизавета Янковская и Александр Горчилин, однако и сам режиссер нередко исполняет роль Роланда. А теперь Александр Алябьев рассказывает, как физика проникла в его жизнь в искусстве, почему без переводов современному театру не быть и где опыт вступает в противоречие с чувствами, а где наоборот.
Александр Алябьев, актер, режиссер
О квантовой физике и о себе в ней
Когда мне было 23 года, я наткнулся на интервью. Один американский парапсихолог приглашал к себе в студию людей, которые исследовали сознание. Собственно,он задавал вопросы, на которые нет научно доказанных ответов, и верил на слово своим гостям. Тогда еще я не задумывался на тему мультивселенной, квантовой физики, теории струн и прочего, но вот в этом интервью один из гостей использовал слово, происхождение которого я потом так и не нашел. Скорее всего, он был первым человеком, употребившим этот термин. Это «альтерность»: то есть, с его слов, такое состояние, когда человек видит слои различных реальностей, видит свое будущее, в котором он мог бы оказаться или не оказаться. Все и сразу. Недавно вышел фильм, который похоже называется, «Все везде и сразу». С героиней в конце там происходит что-то подобное, когда она становится способной осознавать важность своего выбора. В общем, тогда, больше 10 лет назад, на меня это интервью произвело интересное впечатление. Это словечко «альтерность» до сих пор откликается во мне. И могу сказать, что довольно продолжительное время перед тем, как поступить так или иначе, я серьезно