Вячеслав Дубынин: «Важно помнить, что кроме цифрового мира есть мир реальный»
Как человеческий мозг адаптируется к цифровой реальности, сколько информации он способен «переварить» и почему может навредить стремление быстро получить положительные эмоции? Обсуждаем эти и другие вопросы с нейрофизиологом Вячеславом Дубыниным
Спрос на навыки стресс-менеджмента
РБК: С точки зрения объемов информации XXI век стал беспрецедентным. Как человеческому мозгу живется в таких условиях?
В. Д.: Если сравнивать с прошлыми веками, то живется неплохо: интересно и комфортно, довольно безопасно, несмотря на все проблемы, с хорошей медициной и достаточным количеством питания. «Беспрецедентные объемы информации» — не самая страшная беда из возможных.
К тому же наш мозг очень пластичен. И если с детства он «плавает» в бурном потоке данных, то приспосабливается, оптимизирует соответствующие нейросети. Нередко, конечно, в ущерб другим блокам. Например, связанным с эмпатией, физической нагрузкой, абстрактным мышлением. Любую из перечисленных функций нужно тренировать, а в сутках всего 24 часа — всего не успеешь.
Не всегда уместна и нацеленность нервной системы на немедленное получение положительных эмоций. Наша лобная кора всегда готова запустить поведение, приносящее быстрое удовольствие, и отложить на потом более длительные и энергозатратные проекты.
РБК: Но информации не только много, она еще и становится триггером для тревоги. Средства массовой информации заточены на работу с сенсацией, шоком. Как это влияет на человеческий мозг?
В. Д.: Программы безопасности врожденно очень значимы для нашего мозга. У кого-то они даже сильнее прочих — и тогда человек имеет тревожный темперамент. Он больше, чем друзья, родственники, коллеги, ориентирован на выделение опасностей в окружающем мире.
«Заточка» средств массовой информации на шок-контент — отдельная беда, она явно не идет на пользу общему психическому здоровью населения. Но помогает продавать товары, проводить экономические и политические реформы.
Важно осознавать эту проблему и противостоять ей на уровне общих принципов взаимодействия с миром. То есть искать позитивные источники информации, не быть распространителем негатива, обладать навыками стресс-менеджмента — остановки потока «плохих» мыслей и эмоций за счет переключения на движения, дыхательную гимнастику, общение, творчество. Если не делать этого, хронический стресс создает постоянную тревогу. Это в свою очередь провоцирует нейровоспаление, реально травмирующее мозг и контакты-синапсы (место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой. — РБК).
Почему важно тренировать произвольное внимание
РБК: Цифровой мир — это не только про вал информации, но и про управление нашим вниманием. Внимание превратилось в экономическую переменную. Как конкуренция за внимание влияет на способность человека на чем-то концентрироваться, запоминать, формировать картину мира?
В. Д.: Внимание разделяют на произвольное и непроизвольное. Тренируем мы именно произвольное, которое способно отсекать лишние потоки информации. Оно позволяет нам концентрироваться на определенном виде деятельности — анализе избранных сенсорных каналов, управлении движениями, мышлении.
Главный центр произвольного внимания называется таламус и располагается между правым и левым полушариями. Деятельность таламуса «спотыкается», если возникают сильные и новые стимулы. Таламус именно их направляет в кору больших полушарий, и это именуется непроизвольным вниманием, отвлечением. Рекламные плакаты и слоганы, действуя через механизмы непроизвольного внимания, способны «захватывать» входные каналы — и вот вы уже читаете текст, призывающий совершить ту или иную покупку.
Если таких каналов несколько — возникает очевидная их конкуренция друг с другом, а также с процессами произвольного внимания. Объективный анализ способности рекламы привлекать внимание (при помощи, например, ЭЭГ) — особый раздел нейромаркетинга.
РБК: То, что нас так сильно тянет на все новое, в том числе на новую информацию, полезно для мозга?
В. Д.: Любой высокоразвитый мозг привлекает новизна, новая информация. Любопытны млекопитающие, птицы, даже черепахи и рыбы.
Больше знать о мире — это важная адаптация: фиксируешь новое, запоминаешь, меняешь с учетом памяти свое поведение. Как результат — чаще достигаешь успеха, надежнее удовлетворяешь ключевые, «биологические», потребности в пище, безопасности, размножении, лидерстве, комфорте.
Удовлетворение потребности порождает положительные эмоции, на основе которых мы учимся эффективнее достигать успеха и чаще получать очередную порцию положительных эмоций. Это базовый контур нашего поведения, и без нацеленности на новизну тут никак.