Супер-Шишига: как Афган «взорвал» перспективный армейский грузовик ГАЗ-3301
«Шишигой» советские водители называли двухосный грузовик-вездеход ГАЗ-66. Почти миллион таких машин были сделаны для вооруженных сил СССР. 40 лет назад Горьковский автозавод попытался создать второе, более совершенное поколение.
Самый легкий из плеяды армейских грузовиков СССР, ГАЗ-66 стал моделью-долгожителем. Его выпускали 35 лет, и хотя с момента окончания производства прошло четверть века, эти машины продолжают работать в фермерских и охотничьих хозяйствах. Их ценят за феноменальную проходимость и ремонтопригодность.
Новая модель должна была стать уже четвертым поколением легких армейских вездеходов в СССР, после ГАЗ-ААА, ГАЗ-63 и ГАЗ-66.
Выпуск “шишиги” (название обыгрывает номер модели – две шестерки) начался в 1964 году. Хотя военный заказчик был доволен машиной, горьковские конструкторы видели потенциал для улучшения и в 1970-х начали работать над следующим поколением легкого армейского полноприводного грузовика, получившим индекс ГАЗ-3301.
Двигатель
8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗМЗ-513 грузовика ГАЗ-66 имел два недостатка: прожорливость и трудность настройки. Старые водители говорили, что при таком большом числе цилиндров очень сложно добиться, чтобы все они нормально работали, поэтому грузовики с этим мотором почти всегда троят. С другой стороны, мотор всегда легко заводился: хоть один из 8 цилиндров да подхватит.