Детский мир
Питер Брейгель превратил в детскую площадку целый город, чтобы человечество посмотрело на себя со стороны.
В вымышленном городе XVI века взрослых почти не видно, его заполонили дети, предающиеся типичным для их возраста забавам. Многие современный человек поймет без пояснений: девочки играют в куклы, мальчики кувыркаются через голову, встают на ходули. Кто-то копается в песочнице, кто-то выдувает мыльные пузыри. Вот жмурки, а вот – знакомая всем культурам чехарда. В глазах современных исследователей картина Питера Брейгеля «Игры детей» – важнейший визуальный источник по истории быта раннего Нового времени. Этих игр на ней различают до 90 с лишним. Две с половиной сотни персонажей художник показывает с высокой точки, как бы приподнимая нас над зрелищем всеобщего суетливого мельтешения. Так же показано происходящее и на двух других картинах-перечнях, которые Брейгель написал годом ранее: «Битва Поста и Масленицы» с карнавальными мероприятиями, и «Фламандские пословицы» с визуализацией пословиц и поговорок. В эпоху Возрождения, как и в Средневековье, перечни любили: они расширяли и упорядочивали представление людей о мире и развлекали зрителя и читателя.
На этих картинах Брейгеля показан «мир вверх тормашками», когда реалии повседневности поставлены с ног на голову, вывернуты наизнанку. В «Играх…» тоже изображен своего рода «перевернутый мир»: город, где всем заправляют дети; забавы, многие из которых, на взгляд зрелого человека, – либо пародия на занятия взрослых, либо – бессмысленная возня. Такое переворачивание повседневности, доводящее ее до абсурда, показывало, сколько суеты, глупости, потакания человеческим слабостям в ней на самом деле. «...Мы видим культуру детства на стыке истории и символизма, – писала о картине французский этнолог Мари Сегарра. – Но если забыть об этом первом прочтении ради более отстраненного подхода, становится понятным другое значение. В этом случае картине Брейгеля больше не нужно ее название. На ней изображены общечеловеческие хаотичность, легкомыслие и неразумие».