Искусство кино

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию режиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности – посвящение выдающимся кинематографисткам, оказавшим большое влияние на «важнейшее из искусств». Куратор проекта Нина Гомиашвили рассказала GRAZIA BOOK о ярких представительницах мира кино прошлого века, без которых современный кинематограф был бы совсем другим, в том числе именно благодаря им профессия режиссера перестала быть только мужской.
Женщины – шаровые молнии: Маргарита Барская и Лариса Шепитько
Эти женщины – вспышки на солнце, совершенно бесшабашные, яркие, невероятно самодостаточные. И в то же время это мотыльки, которые летели на свет и непозволительно рано сгорели.
Коэффициент полезного действия за 36 лет жизни Маргариты Барской был невообразимо велик. Несмотря на то что своих детей у нее не было, Барская была инноватором именно детского кинематографа. Она первая в мире предоставила голос детям, дала им возможность разговаривать в кадре естественным образом и была противником дубляжа.
Скорость, с которой Маргарита сгорела, наверное, каким-то образом связана с той яркой жизнью, которую она проживала. И эта бесшабашность отражалась абсолютно во всем: и в работе, которую она делала, на 100 % отдаваясь этому, несмотря на многочисленные препоны со стороны мужского профессионального сообщества, и в личной жизни, и в удивительной открытости миру. Есть феноменальная серия работ фотографа Александра Гринберга, где Маргарита сфотографирована полностью обнаженной. Барская была по-настоящему и в хорошем смысле этого слова совершенно бешеной.

Вторая женщина – шаровая молния – это, несомненно, Лариса Шепитько. Она тоже невероятно и мощно прожила свою жизнь: от первого шага в кинематографе до последнего фильма, над которым работала. Попала во ВГИК к Александру Довженко, который, надо сказать, не брал женщин на режиссерский факультет. А когда к нему пришла совсем молодая целеустремленная девочка божественной красоты, мудрый, великий старик в ней увидел что-то и взял ее в свою мужскую компанию. Лариса Шепитько стала большой международной звездой: «Золотой медведь», который она получила на Берлинском кинофестивале за фильм «Восхождение», поднял ее на недосягаемый пьедестал.