Территория бизнеса
Почему растет российская экономика
Российский бизнес под санкциями демонстрирует рекордные прибыли и рост инвестиций. Правда, инвестируют предприниматели в развитие из собственных средств либо за счет льготных займов в рамках программ с господдержкой.
На фоне роста ВВП страны в прошлом году на 3,6% после падения на 1,2% в 2022-м российские компании нефинансового сектора показывают хорошие результаты. По данным Росстата, общий объем произведенных ими товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности вырос в 2023 году на 5% (годом ранее было падение на 0,5%), рост прибыли без учета предприятий малого бизнеса составил 35,2% (в 2022-м было падение на 12,6%).
Санкции как драйвер
Основными драйверами роста бизнеса российских компаний в прошлом году были два фактора: после 2022 года стала особенно актуальной проблема импортозамещения и одновременно сильно вырос потребительский спрос в связи с существенным ростом номинальных доходов населения, говорит доцент кафедры инфраструктуры финансовых рынков НИУ ВШЭ Андрей Столяров. Кроме того, по его мнению, значительную роль сыграл бюджетный импульс — вложения государства в оборонный заказ и в развитие инфраструктуры, а в отдельных отраслях, например в IТ-сегменте, росту бизнеса способствовали налоговые льготы от государства, освобождение сотрудников от мобилизации, а также практически полный уход с российского рынка западных конкурентов.
«В 2023–2024 годах мы видим рост российской экономики в основном за счет роста внутреннего спроса со стороны населения и роста инвестиций, которые направляются на развитие импортозамещения и на удовлетворение потребностей населения и бизнеса в товарах и услугах», — соглашается главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. Рост бизнеса за счет увеличения внутреннего спроса сильнее всего проявляется в регионах с низким уровнем жизни, где раньше данный фактор выступал драйвером развития в наименьшей степени, отмечает он. Объясняется это тем, что зарплаты растут везде, но в бедных регионах в относительных величинах они растут быстрее. Также есть регионы, где этот рост отстает, например, с большой долей в местной экономике металлургических предприятий, страдающих от ограничений на экспорт.
Представители бизнеса на первые места среди драйверов роста также ставят импортозамещение и рост внутреннего спроса, отмечая при этом благотворное влияние западных санкций, ставших триггером этих процессов. «На наш взгляд, текущее развитие бизнеса, особенно производственного, является следствием целого спектра причин как внешнего, так и внутреннего характера, — говорит председатель санкт-петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. — Внешний фактор, выражающийся в беспрецедентном санкционном давлении со стороны западных стран, оценивается как доминирующий или первичный». Именно этот фактор, поясняет он, фактически вынудил государство, бизнес и общество в максимально сжатые сроки перестроить свои производственные, технологические, финансовые и логистические процессы, обеспечив переход страны на рельсы «экономики предложения».
В свою очередь, такая масштабная трансформация потребовала соответствующих мер стимулирования и поддержки — утверждения федеральных и региональных программ льготного кредитования и субсидирования, налоговых преференций, создания специальных экономических зон и территорий, упрощения доступа компаний к госзаказу. Результатом серьезной государственной поддержки разных слоев населения и роста заработных плат вследствие острого кадрового дефицита стало увеличение внутреннего спроса, опережающее динамику производства товаров и услуг в стране.
Управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко также полагает, что основным фактором, в наибольшей степени способствующим развитию бизнеса российских компаний, стали санкции и уход из России многих зарубежных компаний, в результате чего возникла необходимость импортозамещения в связи с огромным спросом на внутреннем рынке. Кроме того, среди драйверов роста отечественного бизнеса она отмечает реализацию и запуск ряда новых крупных государственных инфраструктурных проектов и повышение спроса государства на отечественную промышленную продукцию, в первую очередь оборонно-промышленного комплекса.
«В Калужской области работает опытная инвестиционная команда»
Полина Коченкова,
замминистра культуры и туризма Калужской области, начальник управления туризма
Что важно бизнесу и инвесторам? Отсутствие административных барьеров и коммерческая эффективность проектов. В сфере туризма в Калужской области по этим направлениям сформирован комплекс мер поддержки.
Для решения административных вопросов и сопровождения в режиме «одного окна» в 2023 году был создан Центр развития туризма, курирующий проекты от стадии разработки идеи и подбора земельного участка до полной реализации. Предоставляются финансовые меры поддержки. Для гостиничного бизнеса регион привлекает федеральные субсидии на модульные объекты размещения, позволяющие сократить срок окупаемости до 1,5 раза. Регион способствует получению льготного кредитования под 3% для строительства гостиниц.
Есть и региональные программы. Ежегодно инвесторы могут рассчитывать на возмещение 20% понесенных затрат на материально-техническое оснащение проекта. В области действуют налоговые преференции для инвесторов: льготные ставки налога на имущество и на прибыль для снижения риска убытков в первые годы работы. Для проектов, находящихся на стадии поиска земельного участка, Центр развития туризма предлагает индивидуально подобранные площадки на льготных условиях.
Перспективным мы считаем рынок загородных и курортных отелей. Для этого развиваем курортный кластер «Большая Таруса» в Тарусском районе. Для стартапов, связанных с экологическим туризмом, интересны уникальный заповедник «Калужские засеки» и национальный парк «Угра». Здесь есть все возможности для экоотелей, глэмпингов, проектов экопросвещения и активного отдыха на природе. Вкладываются усилия в создание Большой калужской тропы, обустроенной по международным стандартам.
Не менее привлекательной нишей являются музейные и креативные проекты. У Калужской области богатая история и культура.