Российские авиакомпании привыкают жить без поддержки Boeing и Airbus

РБКРепортаж

Андрей Семенов: «Продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перелеты»

Беседовала Юлия Живикина

Российские авиакомпании привыкают жить без поддержки Boeing и Airbus. По словам первого замгендиректора «Аэрофлота» по производству Андрея Семенова, сейчас ситуация с парком самолетов заметно лучше, чем в 2022-м. В интервью РБК топ-менеджер рассказал, что происходит с производственной программой в этом году, как авиакомпания работает в условиях санкционного давления и ограничений и как поддерживает летную годность самолетов.

Больше самолетов и рейсов

РБК: Что сейчас происходит с парками авиакомпаний группы «Аэрофлот»? Вам хватает самолетов?

А. С.: В целом мы оправились от тех стрессовых условий 2022 года, адаптировались к ним и стабильно работаем, готовимся реализовать планы по развитию в рамках стратегии группы до 2030 года. Сейчас лучше обстоят дела с флотом. В 2022-м мы оперировали 130 самолетами. На начало 2023 года их было уже 150, в лето выводим из хранения еще 12.

РБК: Число рейсов как-то меняется на этом фоне?

А. С.: У нас увеличивается число рейсов и направлений. Прошлым летом мы выполнили около 76 тыс. рейсов. Летом 2023-го их будет 87,6 тыс., то есть произойдет увеличение на 15%.

РБК: Как решается проблема с зарубежными полетами?

А. С.: Раньше все самолеты, которые мы эксплуатировали по договорам с иностранными лизинговыми компаниями, были зарегистрированы на Бермудах и подчинялись бермудскому законодательству в сфере поддержания летной годности.

После известных событий (весной 2022-го Бермуды приостановили сертификаты летной годности российских бортов. — РБК) мы начали выкупать самолеты, дерегистрировать их на Бермудах и регистрировать в российской юрисдикции. То есть у нас становится все меньше самолетов двойной регистрации, и мы получаем больший маневр для их эксплуатации на международных направлениях.

РБК: И на них можно летать за границу?

А. С.: Естественно, если это не Европа или США. Это Турция, ОАЭ и другие направления — в основном азиатские, где мы очень сильно нарастили объем.

РБК: Пассажиров тоже стало больше?

А. С.: Летом мы ожидаем прироста пассажиров на уровне 17% к тому же периоду прошлого года. У нас лучше стали заполняться кресла — показатель на историческом максимуме, более 85%. Это хороший показатель.

Летная годность и кадры Boeing

РБК: Как поддерживать летную годность машин после того, как иностранные производители перестали сотрудничать с Россией?

А. С.: Нам нужно выстраивать собственную систему поддержания летной годности, и мы уже начали это делать. И делаем успешно. В марте 2023 года «Аэрофлот» получил сертификат разработчика авиационной техники ФАП-21J с расширенными полномочиями. Он позволяет разрабатывать модификации и нестандартные ремонты воздушных судов и компонентов для самолетов.

Но мы решили не ограничиваться этим и планируем развиться до состояния национального центра компетенций в области разработки конструкторских решений. Наши инженеры смогут создавать все сколько-нибудь серьезные решения по изменению конструкции самолета. А также давать все необходимые заключения, чертежи и выпускать документацию в соответствии с мировыми стандартами.

РБК: Где вы берете специалистов, способных выполнять конструкторские задачи?

А. С.: В Москве работало достаточно большое конструкторское бюро Boeing. Мы приняли на работу значительную часть этих специалистов. Все они хотели развивать карьеру в России и отказались от переезда в США. Так мы сформировали департамент разработки конструкторских решений. Сейчас в нем работают более 50 человек. Они принесли с собой знания, технологии, навыки. Ищем инженеров, которые работали и на Airbus, в том числе за границей. Системы и компоненты у Boeing и Airbus в основном типовые. Если конструктор или инженер разбирается в определенном типе самолетов, то ему не составит труда разобраться и в другом.

Техобслуживание для себя и конкурентов

РБК: Что изменилось в обслуживании самолетов после разрыва отношений с западными партнерами?

А. С.: Техобслуживанием мы занимаемся давно, но диапазон работ и уровень наших компетенций естественным образом растет. Раньше все задачи по техобслуживанию были рассеяны в группе «Аэрофлот». Сейчас мы решили все компетенции сосредоточить в «Аэрофлот Техникс», нашей дочерней компании. К этой компании присоединились работники нашего департамента по техобслуживанию. И, конечно, берем новых людей, обновляем состав. На сегодня наша задача — переварить весь объем задач внутри группы, то есть обслуживать самолеты «Аэрофлота», «России» и «Победы».

Но у нас достаточно много ресурсов и возможностей, чтобы поддерживать и другие авиакомпании. После того как мы освоим объемы своей группы, будем активнее работать на рынке и увеличивать объемы.

Запчасти без каннибализма

РБК: Как обстоят дела с запчастями? Их приходится ремонтировать?

А. С.: Ремонтируем, и раньше никто не мешал этого делать. Просто раньше ремонтировали ограниченную номенклатуру компонентов. Сейчас она значительно расширилась. У нас серьезные планы по развитию собственной базы ремонта компонентов. Разработка и внедрение новых логистических цепочек тоже идут успешно.

РБК: То есть авиационный каннибализм потерял актуальность?

А. С.: Каннибализация в авиаотрасли — это разбор воздушного судна с последующей утилизацией. Этим мы не занимались, и вряд ли нам это понадобится в обозримом будущем. В какой-то момент мы вынужденно снимали компоненты с самолетов, которые поставили на хранение и не планировали эксплуатировать, для восстановления летной годности парка. Мы это делали в период выстраивания новых логистических цепочек. Такой подход применяется во всем мире.

Допустимые дефекты и пунктуальность

РБК: Могут ли самолеты отправляться в рейс с незначительными поломками или дефектами?

А. С.: Да, конечно, могут. Важно, что этому должна предшествовать оценка технического состояния самолета и влияния дефекта на безопасность полетов. Есть перечень отказов, которые не влияют на это. Это допускается и определяется производителем, а не авиакомпанией.

Например, если перед вылетом отказал один из каналов системы, а его резервируют еще два, то нет смысла создавать сложности перевозчику и пассажирам, задерживать рейс—возможно продолжить эксплуатацию в течение определенного производителем срока до устранения замечания. Повторюсь, эта практика применяется только при условии проведения оценки влияния такого решения на безопасность квалифицированным персоналом.

РБК: Новые условия, в которых оказались авиакомпании, как-то повлияли на количество задержек рейсов?

А. С.: С пунктуальностью ничего принципиально не изменилось. Этот показатель в течение долгого времени поддерживается «Аэрофлотом» на высоком уровне, стабильно демонстрируя результаты на уровне первой десятки компаний в мире.

Раньше пунктуальность и позиции в мировом рейтинге считали иностранные партнеры, например OAG. Сейчас иностранные партнеры российские авиакомпании не анализируют и не включают в рейтинг, но мы знаем их методологию, поэтому регулярно сверяем свои показатели с мировыми лидерами. Если возьмем топ-50 классических, полносервисных авиакомпаний, то мы — первые. Если возьмем все авиакомпании, включая лоукостеры, то мы на третьем месте.

РБК: Если западные партнеры усилят свое санкционное давление, справитесь?

А. С.: Мы уверены, что сможем найти новые подходы и инструменты, в том числе для создания новых логистических цепочек. Мы продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перевозки наших пассажиров, а также повышать транспортную доступность регионов России.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Как магазины становятся умными Как магазины становятся умными

О том, как нейросеть VIJU мониторит ритейл

Деньги
Солдат на троне Солдат на троне

При Вильгельме I Германская империя достигла своего могущества и славы

Дилетант
«Цель — привлечь новых инвесторов и заинтересовать туристов» «Цель — привлечь новых инвесторов и заинтересовать туристов»

Калужская область, безусловно, привлекательна для туриста

РБК
Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
История разводов в России История разводов в России

Как в Древней Руси избавлялись от неверных мужей и жен?

Лиза
Австралийцы дегуманизировали велосипедистов в защитной экипировке Австралийцы дегуманизировали велосипедистов в защитной экипировке

Велосипедисты в жилетах и шлемах казались респондентам менее похожими на людей

N+1
«Релокация похожа на влюбленность»: как строить международную карьеру «Релокация похожа на влюбленность»: как строить международную карьеру

Как решиться и выйти на международный рынок труда, если кажется, что уже поздно

Forbes
Можно ли заработать на инвестициях в музыкальную индустрию Можно ли заработать на инвестициях в музыкальную индустрию

Какими знаниями нужно обладать и сколько времени и денег придется вложить?

РБК
Культовые кроссовки, выпуск 13: история adidas Micropacer — тренировочной модели, опередившей свое время Культовые кроссовки, выпуск 13: история adidas Micropacer — тренировочной модели, опередившей свое время

Рассказываем о самой футуристической модели кроссовок adidas

Правила жизни
Рассмешил весь мир и умер в одиночестве среди грязных тарелок: трагическая судьба комика Бенни Хилла Рассмешил весь мир и умер в одиночестве среди грязных тарелок: трагическая судьба комика Бенни Хилла

Бенни Хилл умер в 1992 году и финал его жизни был невероятно печален

VOICE
«Быть собой: Новая теория сознания» «Быть собой: Новая теория сознания»

Восприятие — это результат предсказаний мозга насчет источников сигналов

N+1
Инвестиции в антикварные книги: доводы за и против Инвестиции в антикварные книги: доводы за и против

Как разнообразить свой портфель, вложившись в этот не самый очевидный актив

РБК
Женщина села в тюрьму якобы за убийство своих детей. Но через 20 лет выяснилась правда! Женщина села в тюрьму якобы за убийство своих детей. Но через 20 лет выяснилась правда!

История женщины, которая провела в заключении 20 лет из-за ложного обвинения

ТехИнсайдер
«Мы ожидаем запуска нового цикла инвестиционного кредитования» «Мы ожидаем запуска нового цикла инвестиционного кредитования»

Пессимистические прогнозы о перспективах российской экономики не сбылись

Деньги
В сердечном ритме В сердечном ритме

Почему у современного ритма жизни есть «сердечное» сопровождение?

Лиза
Реальная любовь Реальная любовь

Пара — это когда два человека соединяются в одно целое

Seasons of life
23-летний россиянин съеден акулой. Почему нас ужасают такие события? 23-летний россиянин съеден акулой. Почему нас ужасают такие события?

Почему психика ярко реагирует на драматичные истории гибели людей?

Psychologies
Без вины виноватый: защищаемся от субсидиарной ответственности Без вины виноватый: защищаемся от субсидиарной ответственности

Что такое субсидиарная ответственность и как от нее защититься

Inc.
«В Бабкине тараканить некого», или Где искать секс за МКАД «В Бабкине тараканить некого», или Где искать секс за МКАД

Отправляемся в поисках секса на Чукотку и в Таиланд

СНОБ
Нужно ли промывать рис перед готовкой: мнение экспертов Нужно ли промывать рис перед готовкой: мнение экспертов

Зачем люди промывают рис?

ТехИнсайдер
Российские астрономы подсчитали сколько весит Млечный путь Российские астрономы подсчитали сколько весит Млечный путь

Хотите узнать, сколько весит Млечный путь?

ТехИнсайдер
Совместное творчество: как искусство пришло в индустрию красоты Совместное творчество: как искусство пришло в индустрию красоты

Рассказываем о точках соприкосновения мира искусства и индустрии красоты

Правила жизни
Бережный уход: как получить все, если приходится сменить работу Бережный уход: как получить все, если приходится сменить работу

Итак, ты решила: пора увольняться, как сделать это правильно?

VOICE
Что такое шугаринг и как его правильно делать Что такое шугаринг и как его правильно делать

Шугаринг — метод удаления волос, которым пользовались еще древние египтяне

РБК
Сотни химиков для строящегося завода-гиганта Сотни химиков для строящегося завода-гиганта

Компания «Фарус» создала корпоративный университет

Эксперт
Как обсуждать секс с партнером: 6 вопросов и 3 совета для диалога Как обсуждать секс с партнером: 6 вопросов и 3 совета для диалога

Эти вопросы помогут вам открыть новые возможности для сексуального опыта

Psychologies
Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят женщины Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят женщины

Как Питу Дэвидсону удается быть таким? Разбираем особенности его образа

Правила жизни
Особенности национальной газификации Особенности национальной газификации

Газовики Подмосковья полностью перешли на российскую продукцию

Деньги
Как на самом деле расшифровывается SOS Как на самом деле расшифровывается SOS

Как и когда изобрели сигнал SOS?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении