Российские авиакомпании привыкают жить без поддержки Boeing и Airbus

РБКРепортаж

Андрей Семенов: «Продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перелеты»

Беседовала Юлия Живикина

Российские авиакомпании привыкают жить без поддержки Boeing и Airbus. По словам первого замгендиректора «Аэрофлота» по производству Андрея Семенова, сейчас ситуация с парком самолетов заметно лучше, чем в 2022-м. В интервью РБК топ-менеджер рассказал, что происходит с производственной программой в этом году, как авиакомпания работает в условиях санкционного давления и ограничений и как поддерживает летную годность самолетов.

Больше самолетов и рейсов

РБК: Что сейчас происходит с парками авиакомпаний группы «Аэрофлот»? Вам хватает самолетов?

А. С.: В целом мы оправились от тех стрессовых условий 2022 года, адаптировались к ним и стабильно работаем, готовимся реализовать планы по развитию в рамках стратегии группы до 2030 года. Сейчас лучше обстоят дела с флотом. В 2022-м мы оперировали 130 самолетами. На начало 2023 года их было уже 150, в лето выводим из хранения еще 12.

РБК: Число рейсов как-то меняется на этом фоне?

А. С.: У нас увеличивается число рейсов и направлений. Прошлым летом мы выполнили около 76 тыс. рейсов. Летом 2023-го их будет 87,6 тыс., то есть произойдет увеличение на 15%.

РБК: Как решается проблема с зарубежными полетами?

А. С.: Раньше все самолеты, которые мы эксплуатировали по договорам с иностранными лизинговыми компаниями, были зарегистрированы на Бермудах и подчинялись бермудскому законодательству в сфере поддержания летной годности.

После известных событий (весной 2022-го Бермуды приостановили сертификаты летной годности российских бортов. — РБК) мы начали выкупать самолеты, дерегистрировать их на Бермудах и регистрировать в российской юрисдикции. То есть у нас становится все меньше самолетов двойной регистрации, и мы получаем больший маневр для их эксплуатации на международных направлениях.

РБК: И на них можно летать за границу?

А. С.: Естественно, если это не Европа или США. Это Турция, ОАЭ и другие направления — в основном азиатские, где мы очень сильно нарастили объем.

РБК: Пассажиров тоже стало больше?

А. С.: Летом мы ожидаем прироста пассажиров на уровне 17% к тому же периоду прошлого года. У нас лучше стали заполняться кресла — показатель на историческом максимуме, более 85%. Это хороший показатель.

Летная годность и кадры Boeing

РБК: Как поддерживать летную годность машин после того, как иностранные производители перестали сотрудничать с Россией?

А. С.: Нам нужно выстраивать собственную систему поддержания летной годности, и мы уже начали это делать. И делаем успешно. В марте 2023 года «Аэрофлот» получил сертификат разработчика авиационной техники ФАП-21J с расширенными полномочиями. Он позволяет разрабатывать модификации и нестандартные ремонты воздушных судов и компонентов для самолетов.

Но мы решили не ограничиваться этим и планируем развиться до состояния национального центра компетенций в области разработки конструкторских решений. Наши инженеры смогут создавать все сколько-нибудь серьезные решения по изменению конструкции самолета. А также давать все необходимые заключения, чертежи и выпускать документацию в соответствии с мировыми стандартами.

РБК: Где вы берете специалистов, способных выполнять конструкторские задачи?

А. С.: В Москве работало достаточно большое конструкторское бюро Boeing. Мы приняли на работу значительную часть этих специалистов. Все они хотели развивать карьеру в России и отказались от переезда в США. Так мы сформировали департамент разработки конструкторских решений. Сейчас в нем работают более 50 человек. Они принесли с собой знания, технологии, навыки. Ищем инженеров, которые работали и на Airbus, в том числе за границей. Системы и компоненты у Boeing и Airbus в основном типовые. Если конструктор или инженер разбирается в определенном типе самолетов, то ему не составит труда разобраться и в другом.

Техобслуживание для себя и конкурентов

РБК: Что изменилось в обслуживании самолетов после разрыва отношений с западными партнерами?

А. С.: Техобслуживанием мы занимаемся давно, но диапазон работ и уровень наших компетенций естественным образом растет. Раньше все задачи по техобслуживанию были рассеяны в группе «Аэрофлот». Сейчас мы решили все компетенции сосредоточить в «Аэрофлот Техникс», нашей дочерней компании. К этой компании присоединились работники нашего департамента по техобслуживанию. И, конечно, берем новых людей, обновляем состав. На сегодня наша задача — переварить весь объем задач внутри группы, то есть обслуживать самолеты «Аэрофлота», «России» и «Победы».

Но у нас достаточно много ресурсов и возможностей, чтобы поддерживать и другие авиакомпании. После того как мы освоим объемы своей группы, будем активнее работать на рынке и увеличивать объемы.

Запчасти без каннибализма

РБК: Как обстоят дела с запчастями? Их приходится ремонтировать?

А. С.: Ремонтируем, и раньше никто не мешал этого делать. Просто раньше ремонтировали ограниченную номенклатуру компонентов. Сейчас она значительно расширилась. У нас серьезные планы по развитию собственной базы ремонта компонентов. Разработка и внедрение новых логистических цепочек тоже идут успешно.

РБК: То есть авиационный каннибализм потерял актуальность?

А. С.: Каннибализация в авиаотрасли — это разбор воздушного судна с последующей утилизацией. Этим мы не занимались, и вряд ли нам это понадобится в обозримом будущем. В какой-то момент мы вынужденно снимали компоненты с самолетов, которые поставили на хранение и не планировали эксплуатировать, для восстановления летной годности парка. Мы это делали в период выстраивания новых логистических цепочек. Такой подход применяется во всем мире.

Допустимые дефекты и пунктуальность

РБК: Могут ли самолеты отправляться в рейс с незначительными поломками или дефектами?

А. С.: Да, конечно, могут. Важно, что этому должна предшествовать оценка технического состояния самолета и влияния дефекта на безопасность полетов. Есть перечень отказов, которые не влияют на это. Это допускается и определяется производителем, а не авиакомпанией.

Например, если перед вылетом отказал один из каналов системы, а его резервируют еще два, то нет смысла создавать сложности перевозчику и пассажирам, задерживать рейс—возможно продолжить эксплуатацию в течение определенного производителем срока до устранения замечания. Повторюсь, эта практика применяется только при условии проведения оценки влияния такого решения на безопасность квалифицированным персоналом.

РБК: Новые условия, в которых оказались авиакомпании, как-то повлияли на количество задержек рейсов?

А. С.: С пунктуальностью ничего принципиально не изменилось. Этот показатель в течение долгого времени поддерживается «Аэрофлотом» на высоком уровне, стабильно демонстрируя результаты на уровне первой десятки компаний в мире.

Раньше пунктуальность и позиции в мировом рейтинге считали иностранные партнеры, например OAG. Сейчас иностранные партнеры российские авиакомпании не анализируют и не включают в рейтинг, но мы знаем их методологию, поэтому регулярно сверяем свои показатели с мировыми лидерами. Если возьмем топ-50 классических, полносервисных авиакомпаний, то мы — первые. Если возьмем все авиакомпании, включая лоукостеры, то мы на третьем месте.

РБК: Если западные партнеры усилят свое санкционное давление, справитесь?

А. С.: Мы уверены, что сможем найти новые подходы и инструменты, в том числе для создания новых логистических цепочек. Мы продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перевозки наших пассажиров, а также повышать транспортную доступность регионов России.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
Вареный лук, ЗОЖ и брендовые сумки: россияне назвали вещи, которые невозможно любить Вареный лук, ЗОЖ и брендовые сумки: россияне назвали вещи, которые невозможно любить

Существуют вещи, которые никому не нравятся

Psychologies
По красоте По красоте

Оформление журнала как отдельное искусство

Автопилот
Российские астрономы подсчитали сколько весит Млечный путь Российские астрономы подсчитали сколько весит Млечный путь

Хотите узнать, сколько весит Млечный путь?

ТехИнсайдер
Технопарад Технопарад

Открытие кольца Земли, электрический автожир и чип для определения заболеваний

ТехИнсайдер
«Каждый нуждается в тепле и свете». Как автор «Муми-троллей» сделала детскую литературу взрослой «Каждый нуждается в тепле и свете». Как автор «Муми-троллей» сделала детскую литературу взрослой

Туве Янссон на равных говорила с маленькими читателями об одиночестве и смерти

СНОБ
Отрывок из автобиографии Шэрон Стоун Отрывок из автобиографии Шэрон Стоун

Лауреат «Золотого глобуса» и «Эмми», Шэрон Стоун написала автобиографию

СНОБ
10 самых провальных российских фильмов этого века. Часть II 10 самых провальных российских фильмов этого века. Часть II

Про половину из этих провальных кинолент вы даже не слышали

Maxim
Что находится внутри черной дыры: есть ли у физиков ответ? Что находится внутри черной дыры: есть ли у физиков ответ?

Что такое черная дыра и может ли что-то находиться внутри неё?

ТехИнсайдер
Как не дать психологическим травмам испортить вашу жизнь Как не дать психологическим травмам испортить вашу жизнь

Как себе помочь и стать успешным и счастливым человеком, несмотря на травмы

Psychologies
Работа до посинения Работа до посинения

Почему будет падать спрос на белых воротничков

РБК
Древнерусская невеста: как выходили замуж и устраивали свадебные пиры на Руси Древнерусская невеста: как выходили замуж и устраивали свадебные пиры на Руси

На Руси свадьба была делом общесемейным, поэтому заключались браки как сделки

Forbes
Экологичный подход ко всему: как повторно использовать деревянные палочки от мороженого с пользой для дома Экологичный подход ко всему: как повторно использовать деревянные палочки от мороженого с пользой для дома

Доели эскимо? Помойте палочку и отложите ее в ящик, она вам еще пригодится

ТехИнсайдер
«Мы решили рискнуть»: как живут и строят бизнес переехавшие в Сербию россияне «Мы решили рискнуть»: как живут и строят бизнес переехавшие в Сербию россияне

В каких сферах русскоязычные релоканты открывают собственный бизнес в Сербии

Forbes
Математики научили нейросеть предсказывать будущее. Пока не слишком далекое Математики научили нейросеть предсказывать будущее. Пока не слишком далекое

Исследование показало, как мозг предсказывает будущее в режиме реального времени

ТехИнсайдер
Идеальный пикник: 8 классных идей Идеальный пикник: 8 классных идей

Как организовать идеальное мероприятие на природе?

Караван историй
«Жених младше на 10 лет»: самоназванная любовница Юрия Шатунова и Пьера Нарцисса выходит замуж «Жених младше на 10 лет»: самоназванная любовница Юрия Шатунова и Пьера Нарцисса выходит замуж

Ксения Грин сообщила, что выходит замуж за продюсера

VOICE
Английский по историям великих женщин: как учить язык без скуки, слез и зубрежки Английский по историям великих женщин: как учить язык без скуки, слез и зубрежки

Создательница Use your Girl Power! — о том, каким должно быть образование

Forbes
Меценат, любитель дорогих авто и легендарный игрок: Ибрагимович завершил карьеру Меценат, любитель дорогих авто и легендарный игрок: Ибрагимович завершил карьеру

Златан Ибрагимович объявил о завершении карьеры

Forbes
Искусство займа Искусство займа

Почему реальная цена кредитов больше заявленной

Деньги
Летнее настроение: 5 новых книг, которые стоит взять с собой в отпуск Летнее настроение: 5 новых книг, которые стоит взять с собой в отпуск

Книги для отпуска — захватывающие истории в жанрах фантастики и детектива

ТехИнсайдер
Как механический таракан побеждает травму: рецензия на фильм «Голова-жестянка» Как механический таракан побеждает травму: рецензия на фильм «Голова-жестянка»

«Голова-жестянка» — образец живого и правдивого кино для и про подростков

Psychologies
Секс без обязательств: вред или польза — узнайте правду Секс без обязательств: вред или польза — узнайте правду

О плюсах и минусах мимолетных встреч

Psychologies
Эксперт: угроза вымирания человечества от ИИ сильно преувеличена Эксперт: угроза вымирания человечества от ИИ сильно преувеличена

Экзистенциальные угрозы ИИ в настоящее время несоразмерно "раздуты"

ТехИнсайдер
«Еще скажи — Вивальди на титры поставить» «Еще скажи — Вивальди на титры поставить»

Как звукорежиссеры создают эмоции в кино

Weekend
Бородатые свиньи помогли ботаникам открыть первую пальму с подземными цветками и плодами Бородатые свиньи помогли ботаникам открыть первую пальму с подземными цветками и плодами

Ботаники описали первую пальму, у которой цветки и плоды развиваются под землей

N+1
Импакт идет в кино | Cinema, Brace for Impact! Импакт идет в кино | Cinema, Brace for Impact!

Оценка эффективности инвестиций в российский кинематограф

Позитивные изменения
Парк городских аэротакси практически готов к полетам. Но есть проблема Парк городских аэротакси практически готов к полетам. Но есть проблема

Скоро аэротакси поднимутся над городами, но еще есть нерешенные проблемы

ТехИнсайдер
Из Дубая с любовью Из Дубая с любовью

Интерьер получился самобытным, ярким, со своим характером и настроением

SALON-Interior
«Можно ли спасти отношения?»: 10 вопросов, которые помогут это понять, — проверьте вашу пару «Можно ли спасти отношения?»: 10 вопросов, которые помогут это понять, — проверьте вашу пару

Прежде чем расстаться с партнером, задайте себе правильные вопросы

Psychologies
Открыть в приложении