Можно ли заработать на инвестициях в музыкальную индустрию
Рассказываем все о покупке роялти, краудлендинге, коллекционировании виниловых пластинок и автографов. Какими знаниями нужно обладать и сколько времени и денег придется вложить?
Чем больше фанатов собирает музыкальная индустрия, тем больше появляется желающих поддержать артистов и в то же время разделить с ними коммерческий успех. Музыканты в России и за рубежом привлекают инвестиции в роялти, а также через краудлендинг, а поклонники скупают и перепродают виниловые пластинки и автографы, которые благодаря повышенному спросу могут значительно вырасти в цене.
В то время как покупку издательских прав на отчисления и краудлендинг эксперты относят к наименее рискованным инвестициям среди перечисленных, выбирать виниловые пластинки или автографы советуют, прежде всего, исходя из собственных вкусов, а не из расчета на определенный заработок. Большую роль играют познания инвестора: знание артистов и жанров, а также умение предугадывать тренды, что позволит сделать ставку на музыканта, который потенциально может принести наибольшую прибыль в перспективе нескольких лет.
«Вряд ли в данном случае можно вести речь о рядовом инвесторе, которому нужна защита своих инвестиций, понятные правила, ликвидность. Здесь, скорее, поле для людей, погруженных в данную сферу деятельности, но и они будут нести те же риски ликвидности, порчи, и другие», — отмечает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.
Покупка прав на роялти
Один из наиболее привлекательных способов инвестировать в музыкальный проект — купить издательские права на песню или альбом, чтобы затем получать роялти (вознаграждения за воспроизведение или использование трека). Интерес к подобного рода вложениям растет по мере того, как старая музыка становится все более популярной в потоковом вещании.
Так, по данным аналитической компании Luminate, в середине 2022 года композиции, выпущенные более 18 месяцев назад, составили 72,4% потребляемой музыки США. Новые композиции заняли лишь оставшиеся 27,6%.
В этом есть заслуга и трендов соцсетей. Например, в 2020 году, благодаря TikTok, песня Fleetwood Mac «Dreams» 1977 года вернулась на второе место в чартах Billboard. А в июне 2022-го песня Кейт Буш «Running Up That Hill» стала самой проигрываемой в мире, после того как зрители услышали ее в четвертом сезоне сериала Netflix «Очень странные дела». Luminate подсчитала, что внезапный интерес на стримингах мог принести Буш примерно $2,3 млн в виде роялти — ведь она владеет всеми правами на песню.
Но такая ситуация на музыкальном рынке довольно редка. Права на запись могут принадлежать разным участникам, работавшим над ее созданием, а продать свои роялти они могут любым заинтересованным инвесторам.
Сегодня издательские права на музыку покупают как специализированные инвестфонды, например, Round Hill Music Royalty Partners, владеющий правами на многие песни The Beatles и The Rolling Stones, и Hipgnosis Songs Fund, среди последних приобретений которого — права на все композиции Джастина Бибера, так и частные инвесторы.
Последние могут сделать это на специализированных площадках, например на американской Royalty Exchange, запущенной в 2011 году. В свою очередь, продажа роялти дает музыкантам возможность использовать доходы от предыдущих хитов, чтобы финансировать предстоящие проекты.
Как и любой аукционный дом, Royalty Exchange оценивает лоты по нескольким параметрам и затем предоставляет информацию заинтересованным в покупке пользователям. Показатель Dollar Age отражает соотношение дохода, который генерирует трек, и его возраста. Чем дольше зарабатывает лот, утверждают на сайте, тем больше вероятность, что он продолжит генерировать доход в будущем. Еще один показатель Trend Rate отображает динамику роста или падения доходов лота от года к году. На платформе инвесторам рекомендуют рассматривать позиции, у которых этот параметр за последние три года не опускался ниже -5%.
Так, все, кто в 2019 году делал ставки на долю диджейки Kalkutta от роялти хита Холзи «New Americana», знали, что за 12 месяцев до аукциона эта песня принесла ей в общей сложности $8320. Эту сумму экстраполируют на десять лет вперед и подсчитывают потенциальную прибыль — 5,5%.
Также у каждого лота есть текстовое описание, где перечислены заслуги автора и награды трека, и таблица, в которой указано, какого рода права выставили на продажу. Как и большинство артистов на Royalty Exchange, Kalkutta продавала именно права на «публичное исполнение». Директор по коммуникациям Royalty Exchange Антони Бруно в интервью Vice объясняет, что они охватывают огромный доход, который генерируется каждый раз, когда песня звучит «на радио, на стриминге, на бейсбольных стадионах или на телевидении». Практически с каждым воспроизведением заработок инвестора растет.
Стоимость лотов на Royalty Exchange доходит до сотен тысяч долларов: в 2018 году на платформе продали права на музыкальный каталог, включающий хит Jay Z и Алиши Киз «Empire State of Mind», за $190,5 тыс. Основываясь на данных о прошлых отчислениях, теоретический размер прибыли от сделки сроком на десять лет оценили в 9,9%. А в декабре 2019-го на сайте продали права на тему из фильма «Грязные танцы» за $493,5 тыс. Потенциальную прибыль на сайте оценили в 8,1%.
В России все многообразие договоров, связанных с покупкой или продажей прав на контент, представлено на бирже интеллектуальной собственности IPEХ. Любой пользователь может приобрести права на композицию, альбом или весь каталог артиста и в дальнейшем управлять ими самостоятельно или выгодно перепродать. Однако главный недостаток по сравнению с Royalty Exchange — платформа ориентирована, прежде всего, на сотрудничество создателей музыки и желающих использовать ее в коммерческих целях. Поэтому аналитику, которая могла бы пригодиться потенциальному инвестору, сайт не предоставляет.