«Людей нужно где-то кормить»: почему регионы переживают бум ресторанных франшиз
Пандемия и события на Украине подкосили ресторанный рынок в России. Но с развитием внутреннего туризма региональные рестораторы получили шанс для развития. Теперь они не надеются только на свои силы и привлекают крупных партнеров — по данным сервиса Avito, спрос на ресторанные франшизы в целом по стране вырос на 58%, но в отдельных городах-миллионниках — на сотни и тысячи процентов. Как развивается российский общепит в регионах — в материале Forbes.
В российских регионах кратно вырос спрос на ресторанные франшизы. Об этом свидетельствуют данные сервиса Avito, аналитики которого по просьбе Forbes проанализировали динамику откликов на объявления в категории «Общественное питание» с июня 2022 по июнь 2023 года. На Avito доступно более 155 000 предложений в этой категории, из них большую долю (60%) занимают предложения по продаже франшиз заведений общепита. За последний год количество звонков и обращений от потенциальных покупателей к продавцам готового бизнеса и франшиз в сфере общепита в целом по России выросло всего на 58%.
Зато отдельные города-миллионники демонстрируют рост спроса на сотни процентов. Лидером по числу желающих приобрести ресторанную франшизу стала Самара, где за год число запросов выросло на 1500%. В Красноярске этот показатель составил 925%, в Екатеринбурге — 413%, в Казани — 285%, в Краснодаре — 144%. Показатели Москвы и Санкт-Петербурга с их развитым рынком общепита скромнее — 107% и 134% соответственно.
По словам руководителя макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса» на Avito Ильи Дудковского, наибольшую долю (40%) всех предложений по франшизам на сервисе занимают кафе, кофейни и пекарни. На рестораны и пиццерии приходится около 16%, далее идет локальный фастфуд, например, бургерные, точки с шаурмой и суши. Цены сильно варьируются в зависимости от региона к региону: в среднем стартовый паушальный взнос (платеж, после которого предприниматель получает права на использование бренда и технологий производства) начинается от 0,5–1,1 млн рублей, говорит Дудковский. По его словам, параллельно с интересом к франшизам растет и спрос в категории «Оборудование для ресторанов»: за пять месяцев 2023 года спрос потенциальных покупателей в этой категории увеличился на 20% год к году.
Оборот рынка франчайзинга в 2022 году вырос на 19% и достиг 2,8 трлн рублей, показало исследование каталога сервиса Franshiza.ru (есть у Forbes). На начало 2023 года в России работало 3249 брендов по франшизе — это на 5% больше, чем годом ранее.
По данным Franshiza.ru, спрос на франшизы полноформатных ресторанов с января по июнь 2023 года вырос на 17% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Руководитель Franshiza.ru Анна Рождественская говорит, что в 2022 году около 40% запросов на покупку франшизы пришло от одиночных рестораторов, чаще всего из регионов — тех, кто на тот момент развивал собственное, не входящее в какую-либо сеть заведение: «Это предприниматели, которые остались один на один со всеми сложностями санкционного периода и с падением спроса и приняли решение, что конверсионный франчайзинг (переход на бизнес-концепцию одного из сетевых заведений. — Forbes) будет правильным и своевременным решением». «Пусть в 2023 году процент заявок на конверсионный франчайзинг сократился с 40% до 25%, это все равно является довольно высоким показателем», — добавляет Рождественская.