Размер не имеет значения: Мосгорсуд поддержал бортпроводниц в споре с «Аэрофлотом»
6 сентября 2017 года Московский городской суд запретил «Аэрофлоту» не допускать к работе бортпроводниц женщин, чей размер одежды превышает 48-й. Тем самым Мосгорсуд отменил ранее вынесенное решение Пресненского районного суда, который в апреле отказал в удовлетворении исков стюардесс Евгении Магуриной и Ирины Иерусалимской о дискриминации.
Суд также присудил им компенсацию морального вреда в 5 000 рублей и обязал «Аэрофлот» погасить недоплату по надбавке к зарплате в 17 000 рублей, которая возникла из-за снятия сотрудниц с международных рейсов из-за их размера одежды. Изначально в иске Евгении Магуриной была заявлена сумма компенсации морального вреда в 500 000 рублей, так как такие суммы, по словам ее адвоката Ксении Михайличенко, приняты в мировой практике в подобных делах.
Громкая история
Накануне 23 февраля 2017 года в Рунете прогремела новость о том, что две бортпроводницы «Аэрофлота» подали на компанию в суд за дискриминацию по внешности.
Эксперт центра социально-трудовых прав (ЦСТП) Ксения Михайличенко, которая представляла одну из них, 41-летнюю Евгению Магурину, объясняла, что целей у иска было две: добиться признания дискриминации, доказав, что размеры одежды не являются деловыми качествами работника, и взыскать недополученный заработок в виде премии, заниженной, по заявлению Магуриной, из-за размера одежды, и компенсацию морального ущерба.
В деле Магуриной адвокат ссылалась на «Требования к членам кабинного экипажа» от 2011 года. Согласно пункту 7.1 этих требований (Forbes Woman ознакомился с документом), рост женщин-членов кабинного экипажа должен лежать в диапазоне от 160 до 175 см, индекс массы тела — попадать в промежуток от 16 до 25, а размер одежды для женщин ограничен рамками 42-48. Представитель пресс-службы «Аэрофлота» в феврале 2017 года подтвердил Forbes Woman наличие ограничений по размерам одежды, однако объяснил их требованиями безопасности. Ограничения по росту авиакомпания тогда же в пресс-релизе мотивировала тем, что бортпроводники должны помогать пассажирам размещать ручную кладь на багажных полках.
В суде «Аэрофлот» аргументировал введение ограничений на размер одежды бортпроводников в том числе экономическими соображениями: по оценке компании, каждый лишний килограмм веса обходится в дополнительные 759 рублей в год в виде расходов на топливо. Кроме того, пространство в самолете ограничено и в случае эвакуации пассажиров избыточный вес может помешать сотрудникам выполнять должностные обязанности, утверждали представители компании. По словам Михайличенко, в суде они также говорили, что бортпроводник осуществляет рекламные функции. Однако, подчеркивает она, речь идет о профессии с повышенним риском, по закону требования к таким профессиям устанавливаются на федеральном уровне, а в федеральных авиационных правилах ни о какой рекламной функции бортпроводников речи не идет.