Строгость без насилия
Вопросы воспитания волнуют каждого родителя. Какие ориентиры мы должны дать ребенку и каких ошибок избегать в нашем собственном поведении?
Когда дети достигают школьного возраста, можно подумать, что задача родителей сводится к тому, чтобы следить за успеваемостью. Но это не так. Даже самые близкие отношения – такие, как между родителем и ребенком – меняются, и нам предстоит и дальше поддерживать их доверительность. И одна из задач – обучить ребенка правилам жизни среди других людей.
Какие бывают правила
«Другие родители жаловались мне, что моя 9-летняя дочь отнимает у их детей фломастеры, какие-то мячики… – рассказывает 32-летняя Лидия. – Сначала я не поверила, но потом нашла у Милы много вещей, которые я ей не покупала. Мне было трудно справиться с гневом: я считала, что моя девочка на такое не способна! Но потом я взяла себя в руки, и мы поговорили, очень серьезно. Кажется, она поняла…» Многие вещи нам, взрослым, кажутся очевидными, и порой мы недоумеваем: как можно не понимать, что брать чужое без спроса, обижать других – недопустимо? Мы твердо помним: каждый волен думать и говорить о чем угодно, но делать абсолютно все, что хочется, нельзя. И эти правила ребенок не может усвоить самостоятельно. Поведением маленького ребенка управляют его желания, его внутренние импульсы – об этом писал еще Зигмунд Фрейд1. Малыш желает чего-то – он тянется к предмету и его берет. Ему хочется ударить – он бьет. Он еще полностью во власти того, что Фрейд называл «принципом удовольствия»: единственная цель действий – как можно скорее получить то, что приносит удовольствие. Со временем родители научат его контролировать свои импульсы, сдерживать их, учитывать желания других. Но ребенок в любом возрасте может регрессировать: возвращаться на предыдущие стадии развития, когда он снова испытывает удовлетворение, ставя себя в центр мира, унижая других или отнимая у них что-то. И в этом случае задача взрослых – снова и снова объяснять, что нельзя оскорблять других, причинять им страдания, что надо учиться разрешать споры не кулаками, а словами, что ни у кого нет права посягать на чужое.
Наша сексуальная жизнь также подчиняется правилам. Такие отношения запрещены между родителями и детьми и между членами одной семьи. И они возможны между людьми только с согласия каждого: с согласия, которое дано свободно, открыто и без принуждения.
Но работа родителей не ограничивается лишь тем, чтобы объяснить ребенку правила. Мы должны следить, чтобы они выполнялись. И в этом потребуется твердость – даже если проступок кажется безобидным. «Да, он украл в магазине – но всего лишь жвачку…» Серьезность нарушения не измеряется ценностью предмета, ставшего его причиной. Потому что, нарушая правило, ребенок всегда (бессознательно) стремится проверить: такое ли оно твердое, как взрослый ему говорил? Если взрослый наказывает за нарушение, он подтверждает свои слова. Если не реагирует – он их дискредитирует. И его реакция тем более важна, что для ребенка она способна поставить под сомнение саму ценность слова. Если можно говорить одно, а делать наоборот, какой вообще смысл в словах?
К чему стремиться
Объяснять правила, следить за их выполнением, наказывать за нарушения – достаточно ли этого, чтобы вырастить ребенка цивилизованным существом? Нет, полагают психологи. Если бы мы ограничились этим, воспитание свелось бы к дрессировке. Но цель его другая – помочь ребенку стать человечнее по существу. Наша задача не в том, чтобы пытаться искоренить «дикие» импульсы в ребенке, а в том, чтобы научить его обращаться с ними, не подчиняясь им, и действовать, исходя из более гуманного видения мира. А для этого ему необходимо усвоить три основных представления.