Тот, кто у меня внутри
Как влияет Внутренний Ребенок родителя на общение с нашими реальными детьми и как стать хорошим родителем – для себя и для них.
Мы выросли, стали взрослыми, завели собственных детей. Мы собирались любить их и заботиться о них. Восхищаться ими и играть вместе. Объяснять им, как устроен мир, и радоваться, когда они становятся самостоятельными. Может быть, грустить, когда они станут совсем-совсем самостоятельными. И иногда сердиться, если они не слушаются.
Так оно и есть. Но иногда наши чувства бывают странными и необъяснимыми. «Я ловлю себя на том, что завидую 7-летней дочери, – удивляется 32-летняя Илана. – Причем я сама же купила ей платье для утренника и, вместо того чтоб радоваться, стала сердиться: она его наверняка порвет или запачкает… Потом подумала и поняла, что это зависть: у меня не было в детстве красивых платьев!» Мы сердимся сильнее, чем они заслуживают. Наказываем строже, чем было бы справедливо. Не так уж редко мы обижаемся на них – и это странно: казалось бы, разве может маленький человек обидеть взрослого? И все же это случается с нами. Откуда эти чувства? Так проявляет себя наш собственный Внутренний Ребенок – та часть нашей личности, которая не повзрослела. Она по-прежнему нуждается в защите или признании и выражает потребности тем настойчивей, чем меньше к ней прислушивались в прошлом. «Наш Внутренний Ребенок обладает психической реальностью, – убежден психоаналитик Мусса Набати (Moussa Nabati). – Он воплощает основы нашего существа, все то, что не стерлось из детства, – страхи, травмы, гнев, радости и желания».
Три в одном
«Согласно теории транзактного анализа, у каждого из нас есть три возможных состояния «Я» – Родитель, Взрослый и Ребенок», – объясняет транзактный аналитик Вадим Петровский. – В разных ситуациях мы оказываемся в одном из них и действуем исходя из него: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения, как Взрослый; требуем или заботимся, как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся, как Ребенок. Поэтому у нас меняется, например, интонация и тембр голоса: он звучит то звонко, как в детстве, то сурово, как у отца или матери, недовольных поведением ребенка.
Мы становимся Родителем, Взрослым или Ребенком в тот или иной момент, часто не отдавая себе в этом отчета. Для некоторых из нас какое-то из этих состояний более привычно, чем другие. «Мы со всеми общаемся, например, как послушные дети или, наоборот, исключительно как взрослые, не позволяя себе поиграть или обидеться», – приводит пример транзактный аналитик. «Мне иногда кажется, что у меня двое детей, – жалуется 40-летняя Ирина. – Муж с сыном-подростком дурачатся, устраивают раскардаш, и мне приходится ругать их обоих, чтобы привести в чувство». По-видимому, Ирина в этот момент находится в состоянии Родителя, а отец и сын оба пребывают в состоянии Ребенка.