Семья / Дети
Мама, я сам!
Когда кроха, надевая ботинки, говорит: «Я сам(а)!» – не торопись предлагать ребенку свою помощь. Задумайся, что важнее: вовремя выйти из дома или дать малышу шанс одеться самому?
Ты, наверняка, как все мамы, мечтаешь о том, чтобы твой малыш вырос счастливым и успешным человеком. А для этого ему предстоит многому в жизни научиться. Например, нести ответственность за свои слова и поступки. Качество это не дается ребенку с рождения, оно развивается с годами. Увы, часто мы делаем все для того, чтобы малыш вырос несамостоятельным и неуверенным в себе. Все потому, что мы лучше знаем, что ему нужно есть, в какие игры играть, с кем дружить и т. д. И если однажды мы говорим ребенку: «А теперь давай сам!» – он недоумевает: «С чего бы это?» Ведь он ничего сам до этого «не мог, не делал и не умел». Так с какого же возраста возникает ответственность и с какого возраста можно ее в ребенке взращивать?
1 этап
Мамин помощник
Пусть бабушки-дедушки охают и ахают: мол, он же еще маленький. Мы с тобой знаем, что даже полуторагодовалый ребенок может иметь свои обязанности по дому. Например, складывать игрушки в ящик. Заметь, это уборка вместе с ребенком, а не вместо него! Мало того, все «работы» могут стать интересным для малыша делом. Просто в дела нужно играть. Например, «если ты ложишься спать в кроватку, то машинки хотят спать в гараже». И устрой с ребенком гараж в коробке.
Сначала ты приучаешь малыша убирать все игрушки на место. Постепенно будешь поручать ему свои дела. Например, в три года малыш способен сам помыть посуду. Ему это дело интересно: вода льется, пена пенится, предметы меняют свои качества. Воспользуйся его любопытством. Поставь табуретку к мойке, надень фартук – пусть помоет тарелки. Не беда, если на первых порах его придется переодевать в сухую одежду. Главное, ребенок делает важное дело – сам! (Если вдруг придется перемыть за ним всю посуду, сделай это незаметно для малыша.) Обязательно похвали помощника. Похвала – мощнейший стимул для развития ребенка!
Ответственность, как известно, начинается с мелочей. Поэтому именно мелочам в общении с ребенком придавай внимание и показывай ему своим примером, как нужно поступать в той или иной ситуации. Например, надо не забыть налить воды коту или полить цветы в доме. Поручи ребенку эти важные дела. Не заставляй, а объясняй! Почему нужно налить котику воды? Почему нужно поливать цветы? «Потому что они живые существа. Ты ведь тоже не можешь без воды и дня прожить?!»
Поскольку у дошкольников ведущая деятельность – игровая, все серьезные дела лучше превращать в игру. Например, «Помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол – к нам идут в гости твои куклы» или «Давай устроим соревнование, кто быстрее моет посуду: ты или я?»...
Помни, если ты с малых лет не давала ребенку самостоятельно принимать решения и не приучала к ответственности, то, когда он станет школьником, это будет сделать много сложнее. Он начнет сопротивляться: зачем ему делать что-то самому, если за него это могут сделать другие?
2 этап
Самостоятельно и подконтрольно
Давай каждый день ребенку, особенно если он уже достиг школьного возраста, больше возможностей делать собственный выбор. Пусть это будет сначала выбор блюда на ужин или одежды для похода в кинотеатр. Потом предоставь ему шанс самому решить, в каких секциях и кружках он хочет заниматься, в какой вуз поступать.
Расширяй зону его ответственности постепенно и с учетом возраста. Шестилетний ребенок может сам ухаживать за домашними животными, а через два-три года ходить в магазин за хлебом, сам делать уроки.
Одна моя знакомая всю ответственность за маленького сына переложила на 7-летнюю дочку. Та кормила его, гуляла с ним. Когда подружки играли на улице, девочка «смотрела за младшим братиком, потому что старшая». Очевидно, что такая ответственность ни к чему хорошему не приведет. Где к выполнению обязанностей принуждают, там у ребенка возникает недовольство миром, собой, начинается стресс.
Часто родители в погоне за хорошими отметками берут выполнение некоторых заданий на себя. Бывает, сын играет в компьютер или спит, а мама с папой доделывают поделку к Масленице. А ведь твоя задача дать ребенку возможность проявить себя в полной мере, свою творческую натуру! Так как лучше поступить? Заранее обсуди с ним тему поделки, какие нужны материалы, помоги в сложных местах. Возможно, шедевр будет неидеальным, зато ребенок убедится, как его идея превратилась в реальность. И это принесет ему больше пользы, чем грамота за поделку, выполненную мамой.
Кто учится в школе: ты или ребенок? Не лишай его возможности пройти этот путь самостоятельно. Разумеется, при твоем небольшом контроле и с твоей поддержкой. Не справляется, предложи помощь. А потом и сама проси его о помощи (это повысит его самооценку). В силу возраста или характера ребенок может забывать о том, что ему поручили. Сделай «напоминалки»: звонок будильника, записка на зеркале в прихожей, забавная картинка на видном месте... Выбери с ребенком смешную мелодию, установи ее на мобильный. И, услышав, например, утром мяуканье кота, он не забудет накормить домашнего питомца.
Обязательно хвали детей даже за малейшие успехи и любую проявленную ими самостоятельность.
3 этап
В свободном плаванье
Если твой ребенок уже достиг подросткового возраста, ты, как мама, должна сделать над собой усилие и в какой-то момент уже не вмешиваться в его дела. Пусть убедится на своем опыте, к каким последствиям может привести его безответственность. Не положил мокрые варежки после улицы на батарею – к следующей прогулке они не высохли. Дала деньги на хлеб, а он купил шоколадку – вся семья осталась без хлеба. Утром ребенок идет в школу без бутербродов. И обязательно проговаривай с ребенком подобные ситуации. Чтобы он понял, что, не выполнив дело, он подвел и себя, и вас.
Поддерживай любую детскую инициативу, любую помощь со стороны сына или дочки встречай с радостью. Прояви терпение – ребенок не сразу станет ответственным. Пройдет время, и если ты будешь следовать нашим советам, то ребенок вырастет самостоятельным и ответственным. А значит, у него будет больше шансов стать успешным и счастливым человеком. А разве не об этом мечтает любая мама?!
Помни, у ребенка должна быть возможность выполнять дело с той скоростью, с которой ему удобнее. Конечно, не все у него получится сразу. И это не страшно. Это нормально. Объясни, что с каждым разом у него будет все получаться лучше и лучше.
Я не виноват?!
Хочешь понять, к чему твой ребенок больше имеет склонность: винить во всем окружающих или во всем полагаться на себя? Выбери удобный момент для разговора. Предложи ему представить перечисленные ниже ситуации и ответить на вопросы, выбрав один ответ.
1. Я не почистил(а) утром зубы, потому что…
- меня торопили в школу – 0 баллов;
- я забыл(а) – 1 балл.
2. Я опоздал(а) в школу, потому что…
- проспал(а) – 1 балл;
- меня поздно разбудили – 0 баллов.
3. Я не сделал(а) домашнее задание, потому что…
- не записал(а) его в дневнике – 1 балл;
- меня отвлек телефонный звонок – 0 баллов.
4.Я не вымыл(а) посуду, потому что…
- никто мне не напомнил – 0 баллов;
- я слишком устал(а) – 1 балл.
5. Я потерял(а) ключи от квартиры, потому что…
- часто бываю рассеянным(ой) – 1 балл;
- пришлось быстро собирать вещи после школы – 0 баллов.
6. Я разбил(а) тарелку, потому что…
- иногда бываю неуклюжим(ой) – 1 балл;
- меня кто-то толкнул – 0 баллов.
7. Я в гостях баловался(ась), потому что…
- было скучно – 0 баллов;
- захотелось побеситься – 1 балл.
8. Я в походе простудился(ась), потому что…
- облизывал(а) сосульки – 1 балл;
- мне бабушка не дала теплые носки и шарф – 0 баллов.
9. Я получил(а) двойку за контрольную, потому что…
- учительница ко мне предвзято относится – 0 баллов;
- плохо повторил(а) материал – 1 балл.
10. Я не поздравил(а) друга с днем рождения, потому что…
- мне никто не напомнил об этом – 0 баллов;
- я не могу запомнить даты рождения друзей – 1 балл.
Результаты
От 6 до 10 баллов – ребенок полагает, что все происходящее с ним (хорошее и плохое) зависит от него самого, его усилий, способностей и желаний.
От 0 до 5 баллов – ребенок склонен считать, что его достижения и неудачи зависят от внешних обстоятельств, от счастливого случая и воли других людей.
С помощью теста оцени особенности характера детей (от 7 до 12 лет), чтобы их скорректировать.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl