Дорога в мое завтра
Загадывая желания, мы представляем картину своего будущего и верим, что оно непременно будет светлым. Однако в реальности многое оказывается иным, чем в фантазиях.
Желания, стремления, намерения, мечты, грезы… Как много разных слов для обозначения прогнозируемого будущего! И у каждого свой смысловой оттенок. Некоторым из воображаемых образов суждено навсегда остаться несбыточными, а другим – превратиться в планы и цели, которые, будучи достигнутыми, изменят реальность и нас самих. «Мечта может существовать на уровне идей, концепций, фантазий, не зря про нее говорят – «красивая», «недостижимая», – напоминает гештальт-терапевт Андрей Рыжов. – У желания потенциал реалистичности выше. Но и оно может так и не реализоваться, если нам самим это не особенно нужно, просто мы слыхали, что так надо. А вот если желание рождается изнутри, у него есть все шансы воплотиться в жизнь». Хотя порой желания становятся ответом на внешние события, помогая нам приспособиться к новым обстоятельствам.
По моему хотению
«Я долго не решалась сдать на права, хотя фантазировала, как однажды поеду за рулем сама. Машина была, но ее водил муж, – вспоминает 42-летняя Алина. – А после рождения сына я поняла, что без машины мне никуда: садик находился за несколько автобусных остановок. Мы с инструктором каждое утро на «жигулях» с буквой «У» завозили ребенка в сад. Для меня это был двойной стресс – я и так в испарине от страха дороги, а тут еще за спиной сын. Но благодаря вождению я стала намного свободнее, почти 15 лет за рулем, езжу по всей России, за границей беру авто напрокат. И получаю огромное удовольствие от этого. Спасибо сыну – если бы не его садик, я до сих пор была бы пешеходом».
Мы фантазируем о разном: о вещах и умениях, о самих себе, какими могли бы быть. Но чтобы все это стало реальностью, нужно то самое «мое хотение», о котором говорил Емеля в сказке. «Желание становится прообразом будущего, если трансформируется в цель, – подчеркивает когнитивно-поведенческий терапевт Денис Дмитриев. – Затем нам нужны план действий, мотивация для реализации этого плана и необходимые ресурсы». Если все это есть и мы достигаем желанного, естественно ожидать, что мы, как Алина, меняем что-то к лучшему и испытываем удовлетворение. Чаще всего так и происходит. Но не всегда.
«Современная мода на «достигаторство» заставляет многих ставить цели, получать результат, но однажды, чаще всего в период кризиса среднего возраста, некоторые обнаруживают, что у них есть все: жена, бизнес, карьера, дети, достаток, но нет ощущения счастья», – говорит Андрей Рыжов. Одна из причин – в том, что свое волшебное «хотение» мы направили не в то русло. Не зря в кабинетах психотерапевтов часто звучит фраза: «Я как будто проживаю не свою жизнь».
Мечта по наследству
«Мы были очень дружны с отцом, – рассказывает 41-летний Илья. – Часто уезжали в Тверскую область, где много лесных рек. Рыбачили, жили в палатке, жгли костры, иногда останавливались у его знакомых в деревенских домах. Отец говорил, что когда-нибудь и у нас будет собственный дом на берегу тверской речки. Когда мне было 19 лет, отец умер. Тогда я поклялся, что куплю дом. Пять лет назад он у меня наконец появился. И хотя из Москвы туда путь неблизкий, а я много работаю и сильно устаю, при первой возможности стараюсь приезжать, что-то подправить, подколотить, скосить траву. А недавно поймал себя на мысли, что мне не хочется наматывать километры и я бы с удовольствием поехал в другое место. Но изба требует ухода, она «зовет». Я думаю, что в мои девятнадцать идея исполнить мечту отца была попыткой не отпускать его, быть с ним рядом. Но сейчас я взрослый человек и понимаю, что отца не вернешь, а мечта о доме была его, не моя».