Будь другом!
Мы ценим товарищество и надеемся, что у наших детей будут хорошие приятели… Но при этом нередко нам кажется, что настоящая дружба – это только у взрослых, а у детей – всего лишь черновик, разминка. Так ли это?
Ребенку в современном городе становится все трудней завязать прочные отношения с ровесниками. Почти исчезли детские дворовые компании, которые еще лет двадцать назад были своеобразной «школой дружбы», где можно было освоить все виды и тонкости взаимоотношений. Мест, где естественно зарождается дружба, остается не так много: «продленка», секции, кружки и прочие занятия по интересам, а летом – дача.
Но потребность в общении остается столь же насущной, как у предыдущих поколений. «Мы всегда дружим для чего-то, но прежде всего – для того, чтобы не оставаться в одиночестве», – подтверждает психоаналитик Даниэла Бран (Danièle Brun). Когда рядом друг, ребенок чувствует себя более защищенным среди сверстников, ему проще справиться с тревогой и неуверенностью. Кроме того, чтобы повзрослеть и позже отделиться от семьи, ребенку необходимо понять, что можно любить не только родителей, братьев и сестер, но и других людей.
Вместе открывать мир
«Женя сильно изменился, когда подружился с Игорем: стал смелее, больше смеется, – как будто научился уважать себя», – рассказывает Анна о сыне-второкласснике. «Дружба – это особое чувство, – отмечает детский психолог Галия Нигметжанова. – Для ребенка друг-сверстник – это прежде всего тот, с кем можно поделиться радостью и вместе пережить ее, с кем легко и хорошо играть. В отношениях с родными всегда больше заботы. В детской дружбе ее нет, или эта забота инициирована взрослыми».
Поэтому даже самые лучшие родители не могут соперничать с приятелями ребенка. Но конкурировать и не нужно: отношения в семье и в дружбе совершенно разные, они строятся на разных принципах. Доверительные отношения с папой и мамой – все равно иерархические. А дети общаются между собой на равных. Кроме того, у ребенка с родителями отношения уже сложившиеся и не таят в себе неожиданностей. Он хорошо знает своих родных и понимает, что они никуда не денутся из его жизни. Отношения же со сверстниками, наоборот, непредсказуемы и, возможно, недолговечны. Если ребенок дорожит ими и хочет сохранить, ему придется вкладываться в них эмоционально, выстраивать их. И он учится ставить себя на место другого, принимать его точку зрения. И одновременно он больше узнает про самого себя. «Для любого человека другой – это зеркало, – подчеркивает Галия Нигметжанова. – Ребенок замечает: мой друг умеет то, а я умею это. Он делает вот так, а я иначе. Увидев что-то в нем, он находит это и в себе и через это сравнение начинает что-то о себе понимать». Кроме того, ребенок видит себя глазами друзей: «Вася сказал, что я смелый!», «Катя говорит, что я красивая!» – и эти мнения тоже влияют на его самосознание и самооценку.