Чего стоят оценки
Трудно представить себе родителя, который хотел бы, чтобы его ребенок учился плохо. Но для многих из нас успеваемость приобретает дополнительный и часто неосознаваемый смысл. В чем он заключается и как это влияет на детей?
«Сын всегда очень хорошо учился, а я гордилась его успехами, — рассказывает мама 10-летнего Артема. – Я не видела в его поведении ничего тревожного до тех пор, пока у него не начались серьезные проблемы со сном». Артем вставал посреди ночи, если ему надо было что-то срочно доучить, ложился, но тут же вставал опять и в конце концов засыпал только на рассвете. С жалобами на бессонницу мальчика родители обратились к психотерапевту.
«Бессонница — лишь один из вариантов соматических расстройств, которые могут проявиться у ребенка в ходе изнурительной борьбы за высокую успеваемость, — поясняет детский психолог Виктория Суксова. — Болезни слишком старательных детей — бессознательный способ донести до старших информацию о своем неблагополучии».
Родители, нацеленные исключительно на достижения, могут не заметить вовремя, что их дочь или сын оказались на грани нервного и физического истощения. Они не верят в это даже тогда, когда дети прямо говорят о недомоганиях: им кажется, что жалобы — лишь способ увильнуть от занятий.
Александра была поражена, когда врач поставил ее 17-летней дочери диагноз «острое нервное истощение». «Лиза все время жаловалась на головные боли, на усталость, — рассказывает она, — но я считала, что это в порядке вещей, ведь она «шла на медаль» и много занималась. Мне казалось, надо немножечко потерпеть, перешагнуть этот важный рубеж — и все наладится». На самом деле дети, которые привыкли учиться на пределе возможностей, как правило, не склонны симулировать, считает психотерапевт Наталья Избуцкая: «Для них невозможность выполнить задание или пропущенный день в школе — скорее наказание, чем удовольствие».
Сосредоточенные на успеваемости дети нередко замыкаются в себе, отказываясь от общения и развлечений. Это произошло с 14-летней Наташей: почти все свободное время она проводит дома, с мамой и бабушкой. Наташа — потенциальная золотая медалистка. Но у нее нет ни одной подруги, и она не стремится их заводить. А бывает и так, что, к удивлению старших, отличники неожиданно для всех становятся возмутителями спокойствия в классе. Постоянные ссоры с одноклассниками, грубость с учителями, как и слишком тихое, замкнутое поведение, — это бессознательные попытки детей обратить внимание родителей на свои проблемы, отмечают наши эксперты. Но родители, как правило, видят в таком поведении лишь проявление характера или проблемы с дисциплиной и не замечают, что роль идеального ученика слишком тяжела для их ребенка. Что же заставляет родителей придавать такое большое значение оценкам?
Страх перед будущим
Многие родители видят в высоких оценках залог жизненного успеха для своих детей. А в отсутствии их, соответственно, — пугающий призрак грядущих провалов. Не чувствуя уверенности в собственном будущем, мы пытаемся застраховать от неудач своих детей, дав им шанс получить хорошее образование. Для кого-то успехи сына или дочери становятся возможностью взять реванш за собственные неудачи, для других — подтверждением социального успеха родителей. «Некоторые надеются, что благодаря высоким отметкам их дети поднимутся по социальной лестнице и повысят таким образом статус всей семьи, изменят ее материальное положение», — считает Наталья Избуцкая.
Родители, которые видят смысл жизни по преимуществу в родительской роли, испытывают страх, что они станут не нужны детям, когда те повзрослеют. Озабоченность оценками дает им повод удерживать ребенка дома, ограждая его от новых и потенциально опасных знакомств, и создает общую семейную цель, укрепляющую связь между родителями и ребенком. «К желанию защитить от неизвестного примешивается и бессознательное стремление сохранить собственную молодость, — продолжает Наталья Избуцкая. — Некоторые родители чувствуют себя молодыми, сильными и нужными только до тех пор, пока дети маленькие». Они словно бы говорят своему ребенку: «Давай оставим все как есть — ты всегда будешь маленьким, а мы молодыми». Дети считывают это послание и пытаются осуществить невозможное и остановить время, соответствуя желаниям отца и матери.
Газообразное поколение
Жизнь, подчиненная целям, которые установили родители, блокирует желания самих детей: им трудно наладить контакт с собственным внутренним миром. «Перед нами поколение «газообразных детей», которые, словно газ, витают вокруг и не могут закрепиться, — считает детский психотерапевт Маргерита Този (Margherita Tosi). — Находясь под давлением, сосредоточенные на том, чтобы угодить родительским надеждам, дети не всегда находят время и силы для того, чтобы заглянуть в себя и понять, кто они и чего они хотят».