Бабушка рядышком
Отношения с родителями могут радовать или причинять боль, но появление детей вынуждает нас заново проверить на прочность семейные узы. Треугольник бабушка/дедушка — дети — внуки сулит немало сильных переживаний всем его сторонам.
Они работают и путешествуют, увлекаются йогой, ходят на выставки и встречаются с друзьями. Представители старшего поколения живут насыщенно, и при этом многие из них продолжают помогать повзрослевшим детям. 74% опрошенных россиян старше 18 лет утверждают, что в их воспитании принимали участие дедушки и бабушки, причем в каждом третьем случае они не просто виделись, а проводили вместе много времени1. Одни забирают внуков на выходные, учат языкам и водят на экскурсии; другие возят их на море или на дачу, третьи всегда на подхвате и включены в повседневную жизнь семьи, а четвертые и вовсе ею управляют, ощущая себя полновластными хозяйками большого дома.
1. Исследование ВЦИОМ от 28 октября 2020 г. wciom.ru
Кто главнее
«Муж и я живем под одной крышей с моей мамой, и пятилетним сыном занимается в основном она: забирает из сада, водит в бассейн, кормит, – рассказывает 32-летняя Анастасия. – Я ей благодарна, не представляю, как бы мы без нее обошлись, но она без конца командует, во что одевать ребенка, когда укладывать. Едем в парк, а она: «Не покупайте ему мороженое, он аппетит перебьет!» Как будто наш сын – это ее ребенок, а я путаюсь под ногами и мешаю его растить. Мы много ругаемся, но я всегда сдаюсь». История типичная: большинство родителей и прародителей (57% и 61% соответственно) признаются, что конфронтируют и конкурируют в сфере воспитания ребенка.
Нередко эта конкуренция, как отмечает психоаналитик Марина Арутюнян, становится «борьбой за власть, проверкой, кто главнее, чье мнение важнее для ребенка»2 . Бабушки сегодня все чаще занимают экспертную позицию в отношении внуков, «и это основной источник конфликтов, — считает гештальт-терапевт Татьяна Белкина. — Они более зрелые, опытные, и это как будто дает им право осуждать или поучать молодых, как им растить детей». Кто в ответе за то, каким станет ребенок? Только родители. Но почему многим бабушкам трудно признать право детей самим выстраивать свою родительскую стратегию? И что мешает молодым спокойно и твердо сказать: «Мама, я, конечно, твой ребенок, но я взрослый человек и в вопросе воспитания сына (дочери) не завишу от твоего мнения. Я с благодарностью тебя послушаю и приму то, что мне подходит»?
2. М. Арутюнян Изменение «Института бабушек»: социально-психологический аспект. Народонаселение, 2012, № 1.
«Проблема в том, что даже в 40 лет многие эмоционально все еще не отделены от родителей, — отвечает Татьяна Белкина. — Жизнь старшего поколения строилась вокруг детей. И когда те выросли, пожилые отцы и матери не могут их отпустить, отделить от себя. Для них немыслимо «жить для себя», увидеть смысл в чем-то другом». Соответственно, их дети, формально взрослые, с трудом расстаются с инфантильной позицией, чувствуют неуверенность и страх: «Я сейчас выстрою эту стратегию воспитания, а потом мне же за нее и отвечать». Вот эта связка страха и неуверенности в себе усиливает зависимость от чужого мнения. Проще следовать материнским указаниям и в случае неудачи сказать: «Кто у нас растил внука? Вот, посмотри на плоды своих трудов».