Просто быть в искусстве. О программах и попечителях главного театра страны
Большой театр традиционно отмечает свой день рождения 28 марта. «Сноб» и генеральный партнер главного театра страны «Ингосстрах» рассказывают о работе Фонда попечителей Большого и о трудностях, которые приходится преодолевать юным танцорам на пути к большой сцене.
Репетиционный зал под самой крышей Большого театра. Свет льется прямо с потолка, создавая атмосферу легкости и воздушности. Так и должно быть там, где проводят свой ежедневный экзерсис и большую часть жизни артисты балета. Они все еще очень юные и, кажется, немного испуганные. Слышатся знакомые термины балетного эсперанто: плие, па-де-бра, жете… Все эти тоненькие балерины, словно сбежавшие с полотен Дега, и юные танцовщики в белых майках со слоганом на груди «Просто быть в балете» — участники нового проекта «Молодежная балетная программа». Ее автор и вдохновитель, руководитель балетной труппы Большого Махар Вазиев, тоже здесь. Смотрит со своей скамьи пристально и хищно. В балете принято обходиться без слов. Достаточно одного беглого взгляда профессионала, чтобы понять, хорошие данные или не очень. Есть за что зацепиться или лучше отпустить с миром и не терзать своими придирками юное дарование. Балетный мир жесток и несентиментален, несмотря на всю свою эфемерную невесомость. Юные танцовщики предпочитают об этом не задумываться. У них одна заветная цель — попасть в труппу прославленного театра. Но пока им до этого далеко, как до облаков, проплывающих в просветах потолка. Поэтому лучше туда не заглядывать, а постараться как можно точнее исполнить заданную комбинацию движений уже в центре зала. Ведь ни один их промах или ляп не ускользнет от невозмутимого взгляда Махара Вазиева.
«Молодежная балетная программа», которую поддержал генеральный партнер Большого СПАО «Ингосстрах», стартовала два года назад. По ее условиям танцовщики, прошедшие три отборочных тура, принимаются на стажировку в Большой театр сроком от трех до девяти месяцев. Стипендию и расходы для приезда в Москву оплачивает генеральный партнер, а жилье предоставляет театр. Кроме всего прочего, это еще и уникальная возможность для участника программы увидеть все репертуарные спектакли, поучиться в классах выдающихся мастеров, ощутить себя частью легендарного коллектива.
Девиз «Просто быть в искусстве», замеченный на футболках танцоров, — это парафраз ключевого слогана «Ингосстраха» «Просто быть уверенным». Все так: уверенность в своих силах — главное условие успеха.
Без права вето
Ни попечителей, ни спонсоров у Большого театра никогда раньше не было. С самого начала театр был императорским, то есть государственным, и зависел исключительно от Дирекции императорских театров и покровительства семейства Романовых, которые, как известно, благоволили к балету. Но ввиду своей постоянно петербургской дислокации от Москвы они были далеко. В советские времена власть максимально приблизилась к Большому, по-хозяйски расположившись в бывших царских ложах и партере. Но ни о каких частных спонсорах и меценатах речь не шла. Влиятельные люди с возможностями скорее могли помочь продвижению по карьерной лестнице той или иной артистке или способствовать выгодным назначениям по административной части. Но все-таки первый театр страны, как и в царские времена, находился на полном государственном обеспечении.
Ситуация начала меняться в 1990-е годы, когда бюджета стало категорически не хватать. Тут уже требовались не одинокие энтузиасты и любители прекрасного, а именно флагманы отечественного бизнеса, знающие, как устроена российская экономика, готовые в любой момент прийти на помощь. Неудивительно, что в составе попечительского совета сегодня преобладают первые лица отечественных системообразующих предприятий: «Северсталь», «Ростелеком», ВЭБ, Трубная металлургическая компания. Но есть в этом списке и меценаты по призванию, как, например, Роман Абрамович, Александр Клячин («Метрополь»).
Так совпало, что клуб попечителей и спонсоров Большого театра возник на самом излете финансового кризиса конца 1990-х годов. Жизнь в стране, что называется, налаживалась, но в Большом она дышала на ладан. По словам экс-директора Анатолия Иксанова, Большой развалился на несколько гастрольных групп, которые кочевали по миру. Артисты героически пытались свести концы с концами.
Одновременно появилось множество непонятных коллективов, выступавших под брендом «Гастроли Большого». Престиж некогда великого театра, казалось, безнадежно утрачен. О новых больших постановочных премьерах с хором и мимансом никто не смел заикнуться. На все требовались деньги, а их было в обрез.