Капитан из Кёпеника: как прусский мошенник-рецидивист стал народным героем
Фридрих Вильгельм Фойгт — вор-рецидивист, который скупил у старьевщика форму гауптмана и, притворяясь старшим по званию, взял себе в командование группу гвардейцев. Вместе с ними он отправился в Кёпеник, захватил городскую ратушу и арестовал местного бургомистра якобы за растрату. Казну поддельный офицер, разумеется, изъял. Когда обман вскрылся, Фойгта арестовали, но на этом его приключения не закончились.
Фридрих Вильгельм Фойгт был человеком, казалось бы, без особых перспектив в жизни. Его отец был сапожником, сам он был сапожником. Фойгт родился в 1849 году в Тильзите, и судьба его могла быть простой и незатейливой, без резких поворотов. Однако юноша хотел подвигов.
Впервые Фридрих Вильгельм попался на краже в 14 лет. За это он отсидел две недели, и сделал главный вывод: скрываться надо лучше. Несколько лет он путешествовал по Германии, всплывая то в Померании, то в Бранденбурге, постоянно попадая в поле зрения полиции за свои неблаговидные делишки. Четыре раза он попадал в тюрьму за кражи, дважды — за подделку документов. Уже сорокалетним мужчиной он попробовал сделать нечто действительно впечатляющее — попытался при помощи лома вскрыть кассу при суде в Вагровце, городке в немецкой Польше. Но попался и здесь, и сел в тюрьму надолго. Он, в принципе, был не против остепениться и осесть где-нибудь. Однако когда он переехал в Висмар и там устроился подмастерьем у сапожника, полиция прознала, кто это тачает бюргерам сапоги, и принудительно выслала Фойгта. Сапожник подался в пригороды Берлина, но ему запретили жить и там. В итоге, к 57 годам он, казалось бы, блестяще просадил все кредиты от судьбы — ни на какую легальную работу не устроишься, судимости громоздятся друг на друга, жить толком не на что. Однако у Фойгта созрел удивительный план. Как-то раз он рассказал своему приятелю и сослуживцу странную историю — мол, ему надо получить наследство, почему-то в Одессе. После чего исчез. Как в воду канул.
А 16 октября 1906 года отряд из десяти прусских гвардейцев 4-го пехотного и Фузилерного полков столкнулся на улице с неким офицером. Представительный гауптман (капитан на наши деньги) был неизвестен никому из бойцов, однако он имел при себе письменный приказ, а никаких других командиров такого ранга при солдатах не было. Выправка у пожилого гауптмана была образцовой. Солдаты взяли под козырек.