Как вы воспитываете своего ребенка?
Каков ваш основной принцип в общении с детьми: обучать, стимулировать или же способствовать их свободному развитию? Чтобы понять, какой вы воспитатель, предлагаем примерить на себя 16 ситуаций.
«Ты можешь лучше». А что, если бы эта фраза применялась и к нам, родителям? Воспитание детей всегда требовало усилий. Но сегодня это еще сложнее: мы должны сделать из детей образованных, открытых, высококвалифицированных и радостных взрослых. Это те цели, которых мы, как нам кажется, не достигли сами. Отсюда большое количество детей, перегруженных обязанностями, на которых родители проецируют свои идеалы, надежды, тревоги и желание исправить собственные ошибки. Родительская миссия невыполнима? Конечно, если цель – стать совершенным родителем. Более мудрой будет попытка быть «достаточно хорошими» родителями, по определению психотерапевта Дональда Винникотта. Мы предлагаем тест, чтобы определить, как вы воспитываете ребенка. Для каждой ситуации выберите один из трех предложенных ответов. Если ни один из вариантов не подходит, выберите тот, который ближе всего к вашей обычной точке зрения. И наоборот, если все три ответа вам кажутся верными, — тот, что кажется наиболее важным.
Вопросы
1. Ваш ребенок приносит дневник с неважными оценками.
Вы отчитываете его и принимаете меры для того, чтобы ребенок взял себя в руки (меньше досуга, больше работы).
Вы говорите ему о своем разочаровании и просите его действовать.
Вы не видите никакой трагедии и стараетесь не придавать этому большого значения (предполагая, что он и сам расстроен).
2. В том, что касается расписания ребенка...
Вы знаете, когда у него занятия физкультурой, чтобы приготовить его форму.
Вы просто знаете, что у него нет занятий по средам и пятницам.
Расписание висит на дверце холодильника, но в любом случае вы знаете его наизусть.
3. Какие у вас личные планы на вторник?
Занятия спортом и музыкой.
Волонтерская работа или помощь в школе.
Игра в карты.
4. Вы разговариваете с учителями вашего ребенка...
практически каждый месяц.
почти каждую неделю.
примерно раз в год.
5. Допускаете ли вы ребенка к телевизору и семейному компьютеру?
Да, ко всему, но не более одного часа в день.
Только к обучающим программам.
Доступ очень ограничен, вы скорее побуждаете к чтению.
6. Книгу Юлии Гиппенрейтер об общении с ребенком...
вы прочитали на одном дыхании и подчеркнули важные места.
вы не покупали, хотя и слыхали о ней.
вы не знаете, кто такая Юлия Гиппенрейтер
7. Роль родителей в школьном образовании заключается в том, чтобы...
внимательно следить за ним.
не вмешиваться в него и предлагать что-нибудь принципиально другое.
быть в курсе и иметь возможность дополнить его.
8. Вы знаете в школе...
немногих.
лучших школьных друзей вашего ребенка и их родителей.
практически всех, так как вы входите в родительский комитет.
9. В качестве факультатива вы хотели бы видеть в школьной программе...
творческие кружки (мастерские, студии).
уроки морали.
группы для релаксации и медитации.