Выживают только параноики
Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания
Книга «Выживают только параноики» (1999) – это собрание бесценных советов и опыта одного из самых уважаемых и успешных CEO последних десятилетий – Эндрю Гроува, сумевшего вывести корпорацию Intel из серьезного кризиса. В этой книге Гроув предлагает много разных советов, которыми могут воспользоваться компании, чтобы выжить в так называемые «стратегически переломные моменты». Книга дает читателю более глубокое понимание того, как принимаются решения и что значит руководить одной из ведущих технологических компаний.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Выживают только параноики» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Если вам кажется, что конкуренты по бизнесу прямо сейчас думают о том, как вас обойти, – вам не кажется! – предупреждает автор этой книги Эндрю Гроув, считающий, что паранойя в таком деле более чем уместна. Лучше быть подготовленным к любому кризису заранее – иначе вы потратите драгоценное время только на то, чтобы разработать план Б. Этот совет работает как для кризисных периодов внутри вашей компании, так и во времена, когда потрясения касаются всей отрасли или даже мировой экономики в целом. Так что если вы владеете или руководите бизнесом – всегда будьте начеку и готовыми к переменам! Эндрю Гроув как никто другой понимает, что значит спасать свою компанию в сложнейший для нее период, – так что мы искренне советуем прислушаться к его словам. «Выживают только параноики» отлично сочетает в себе реальные кейсы и воспоминания автора о работе в компании Intel – и практические советы, так что эту книгу вполне можно использовать как руководство по корпоративной стратегии.
Узнайте, как одна из самых успешных компаний в мире переживала сложные времена
Во время пребывания на посту CEO Intel Эндрю Гроув помог компании преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. В книге «Выживают только параноики» он рассказывает о своей стратегии, которая способна помочь компании не просто выжить в сложные периоды, но и становиться эффективнее с каждым новым кризисом.
Гроув называет кризисные моменты в работе компаний «стратегически переломными моментами» (или СПМ) и дает советы о том, как их использовать с выгодой.
Из этого обзора вы узнаете:
- почему компании не всегда должны хранить секреты;
- почему стоит открыто общаться с журналистами;
- и почему нельзя прислушиваться к советам людей, которые эмоционально привязаны к компании.
«Стратегически переломные моменты»: каждый раз, когда на рынке происходят изменения, компании должны пересматривать свои стратегии
В жизни любой компании бывают критические моменты, когда следует пересмотреть всю стратегию. Что же стоит за этими кризисными моментами?
Чтобы компания была конкурентоспособной, в своей стратегии она должна учитывать шесть факторов – шесть сил, влияющих на бизнес. Вам нужно оценить, насколько сильными являются ее:
- конкуренты;
- поставщики;
- существующие клиенты;
- потенциальные клиенты;
- производители взаимодополняющих товаров;
- а также возможность изменения методов ведения бизнеса.
Любое нарушение баланса этих сил приведет к изменению бизнес-среды компании.
Так, на компанию IBM сильно повлияло изменение в структуре бизнеса. Как только у потребителей появилась возможность самостоятельно «собирать» компьютер, комбинируя компоненты разных производителей, готовые компьютеры перестали быть такими популярными. Клиенты предпочитали самостоятельно выбирать комплектующие, создавая ПК, максимально удовлетворяющие их потребности. И хотя IBM продолжала производить готовые компьютеры, они не могли угнаться за возможностями кастомизированных ПК. В итоге компания продавала меньше компьютеров, чем ее конкуренты – комплектующих.
Хотя очевидно, что любое изменение вышеперечисленных факторов может повлиять на успех компании на рынке, иногда заметить даже серьезные изменения бывает непросто. Например, заметить изменения в технологиях довольно легко, поскольку они вполне конкретны, а вот усиление конкурентов заметить гораздо труднее. Поэтому компании должны пристально следить за динамикой всех этих шести факторов.
Сотрудники должны реагировать на стратегически переломные моменты как внутри своей компании, так и на рынке в целом
Стратегически переломные моменты не должны волновать исключительно руководителей компании – они влияют на компанию на всех уровнях и, следовательно, на каждого отдельно взятого сотрудника. Поэтому все сотрудники должны быть готовыми к таким критическим ситуациям: под угрозой оказываются их рабочие места, ведь иногда СПМ могут разорить компанию и оставить ее сотрудников без работы. Но, если компания выживет, ей с большой вероятностью придется пройти через реорганизацию, что тоже приведет к сокращению штата. Либо людям придется переквалифицироваться и привыкать к другой, незнакомой бизнес-среде.
Часто СПМ вынуждают сотрудников изменить свое привычное поведение. Когда появились первые фильмы со звуком, актерам пришлось выбирать, придерживаться ли привычного шаблона игры в немом кино – или изменить свою игру, чтобы она соответствовала новой тенденции. В то время как некоторым не удалось стать звездой звукового кино, другие смогли это сделать, хотя и без особого энтузиазма. Чарли Чаплин, например, был ярым противником звукового кино, но ему пришлось подчиниться новым реалиям, и он снял свой первый «говорящий» фильм «Великий диктатор».
Более того, СПМ привели к полному исчезновению некоторых рабочих мест. Это особенно верно в случае масштабных технологических изменений. Так, в начале индустриализации под угрозой оказалось традиционное ремесленное производство, поскольку появившиеся фабрики могли производить те же самые продукты гораздо быстрее и дешевле. Поскольку навыки ремесленников больше не были востребованы, почти всем им пришлось бросить свое дело и пойти работать на фабриках. Те, кто остались, сфокусировались на качестве производства, улучшая тем самым свою продукцию.
Итак, каждый отдельный сотрудник и компания в целом должны реагировать на СПМ. Для этого нужно анализировать конкретную ситуацию, специализироваться в какой-то области или приобретать новые навыки.