Паблик-арт на колесах, или Музей вместо «маршрута Т»
Биеннале Молодого искусства и Музей транспорта Москвы объединились и запустили проект «Музейный маршрут Т» — единственный сохранившийся троллейбусный маршрут в городе. Четыре молодых художника превратили троллейбус и несколько остановок в арт-инсталляции, ставшие продолжением проекта на фасадах Провиантских складов на Зубовском бульваре. «Сноб» рассказывает, как искусство осваивает улицы
Пока выставочные залы закрыты до лучших времен, единственная возможность потрогать арт здесь и сейчас — выйти на улицу. Причем как для зрителей, так и для художников. Как итог, искусство у нас на глазах переносится прямиком в повседневность.
Сколько в среднем человек проводит в общественном транспорте? Где-то час обычный москвич тратит на то, чтобы добраться до работы. Еще столько же, чтобы вернуться обратно. Чаще всего это время проходит в бессознательном состоянии, на быстрой перемотке. Но если задуматься, поездка в транспорте — лучшая аналогия жизни, движение с переменным успехом и периодическими пробками из точки А в точку Б. Вот и проект Биеннале молодого искусства — своего рода переосмысление места транспорта в нашей реальности, который является одновременно и важной, и «невидимой» ее частью.
Любой объект транспортной инфраструктуры, как некий фрагмент повседневности, может стать и источником вдохновения для художника, и самим объектом искусства. «Маршрут Т» — не только «музейная стена» для самовыражения художников. Это отчасти вполне обычный линейный маршрут: на троллейбусе можно доехать от Елоховского собора до Комсомольской площади. Но внутрь маршрута интегрированы арт-объекты. Они расположены на трех остановках — «Метро Комсомольская», «Метро Красносельская» и «Ольховская улица», а также внутри одного из троллейбусов, следующих по маршруту.
Художница Алиса Омельянцева превратила троллейбус в пространство, напоминающее купол Гезелла. Инсталляция основана на принципе одностороннего зеркала — того самого зеркала-шпиона, которое мы часто видим в сценах допроса в детективных сериалах. Гезелл придумал такой купол для того, чтобы незаметно подглядывать за своими подопечными во время психологических исследований. Художница предлагает нам стать частью так называемого эксперимента «наблюдения», но в городской среде. Что этот «купол» собой представляет? Треть всех окон троллейбуса изнутри заслонены своего рода «зеркалом», в котором