Профессор, дай списать! Научные открытия, которые пришли сразу в две головы
Так кто был первым? Дарвин или Уоллес? Гейзенберг или Шредингер? Ньютон или Лейбниц?
Ньютон против Лейбница
В XVII веке, чтобы познакомить мир с результатами интеллектуального труда и экспериментов, в ученой среде использовали инструмент, который дожил и до наших дней — массовую рассылку писем среди коллег или научного сообщества. Участники подобных «пабликов» не всегда отличались порядочностью. Социологические исследования того времени, проведенные социологом Робертом К. Мертоном, подтверждают это сухими цифрами: в 92% случаев одновременные научные открытия заканчивались публичным спорами, в первой половине XX века эта цифра снизилась до 33%.
Новое открытие часто представлялось в виде анаграммы — авторство первооткрывателя фиксировалось, но суть открытия была понятна только посвященным.
Английский ученый Исаак Ньютон и его немецкий коллега Готфрид Вильгельм Лейбниц, без сомнения величайшие умы в истории человечества. Ученые находились в равных условиях с коллегами и аналогичным образом делились своими первыми трудами, но вот когда дело доходило до официального признания научного открытия, выяснялось что кто-то уже застолбил твое место.
Именно так и возник вопрос о первенстве открытия дифференциальных исчислений. И Ньютон, и Лейбниц создавали свои формулы не на пустом месте. Прикладной литературой для них был труды философов и мудрецов: в 1638 году математик-самоучка Ферма определил порядок вычисления минимума и максимума в уравнениях; аналитическая геометрия Декарта позволила заменить громоздкие геометрические схемы алгебраическими уравнениями; а «Арифметика бесконечного» Джона Валлиса установила связь между квадратурой кривых и изображением касательных к ним.
Не приходится удивляться, что Ньютон и Лейбниц независимо друг от друга решили продолжить и завершить дело старших товарищей. Поразительно в этом открытии другое, каждый из них, подошел к решению задачи с противоположной стороны.
Позже, когда вражда стала особенно ожесточенной, упомянутые письма были положены в основу главнейшего утверждения Ньютона — он заявлял, что поделился с Лейбницем информацией о начале своей работы. На самом же деле, хотя Ньютон действительно написал Лейбницу два письма в 1676 году, в них он не сказал практически ничего, что касалось бы непосредственно дифференциального исчисления. Тем не менее подозрения Ньютона в плагиате частично возникли потому, что он не мог поверить, будто кто-то мог столь быстро продвинуться с того места, в котором, как он знал, находился Лейбниц в 1676 году.
Все сводится к тому, что Ньютон действительно первым открыл метод исчисления (1665–1666 годы, Лейбниц — 1673–1676 годы), а Лейбниц первым опубликовал его (1684–1686 годы, Ньютон — 1704–1736 годы). По сути, разногласия вряд ли можно назвать существенными для появления вражды столь огромной силы.