Свобода знаний: что общего у российского образования и «Макдональдса»
Существует гипотеза: если ослабить контроль над вузами и позволить решать, как и чему учить, то качество образования возрастает. Так ли это?
Представьте следующую ситуацию: «Макдональдс» захватил весь рынок общественного питания и стал диктовать для всех точек свои стандарты. Совет директоров принял решение: в мире не должно быть такого, что клиент ждет свою еду более чем 7 минут, поэтому все предприятия питания переходят на модель фастфуда, потому что она единственно верная. Через некоторое время становится понятно, что прописать стандарты для всех кухонь мира — невозможная затея, и совет директоров принимает решение оставить только американскую, японскую, итальянскую и русскую кухни. В каждой кухне оставить по 5-7 блюд и на этом ограничиться: совет директоров лучше знает, что клиенту хочется есть. Контролировать выполнение стандартов во всех точках является делом затратным, поэтому совет директоров решает снизить количество точек, создать укрупненные центры еды в отдельных районах, преимущественно в центрах городов.
Контроль — враг
Ситуация кажется абсурдом, но примерно так выглядит система образования в России на текущий момент. Существует такая вещь как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность требований к образованию определенного уровня. ФГОСы обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации (за исключением федеральных университетов). В них прописывается, как вуз должен готовить специалистов по той или иной специальности. В этом видна жесткая стандартизация. За последние четыре года количество вузов сократилось на 1 500. Заметен тренд на укрупнение и снижение числа организаций, которые необходимо контролировать. От ВУЗов ждут публикаций в научных журналах. Это автоматически создает KPI для всех преподавателей по написанию статей. Человек может преподавать английский в вузе, но чтобы получать нормальную зарплату, да и вообще пройти аттестацию, он должен писать научные статьи.
За последние десятилетия мы привыкли думать, что контроль позволяет организациям существовать эффективнее. Чем сильнее контроль за стандартами и четче прописаны должностные инструкции, процессы, KPI, тем будет лучше. Но у каждого на вскидку есть масса примеров, когда приходилось игнорировать все перечисленное, потому что реальность оказывалась богаче того, что мы напридумывали в кабинетах. Чем на большее разнообразие мы пытаемся замахнуться (например, спрос на специалистов в большой стране), тем чаще