Прибыль для государства, убытки для акционеров: что не так с SPO «Аэрофлота»
Основная претензия к «Аэрофлоту» и организатору размещения ВТБ Капитал – SPO по цене существенно ниже рыночной без ее предварительного объявления для существующих акционеров. Управляющий директор УК Агидель и автор телеграм-канала Truevalue Виктор Тунёв рассказывает что не так с размещением авиакомпании.
В кризис 2008 года ВЭБ на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) покупал упавшие акции российских эмитентов, чем поддержал рынок и неплохо заработал на их перепродаже уже через год после покупки. В 2020 году ФНБ тоже приобретает акции, но скорее вопреки интересам частных акционеров. В апреле куплен контрольный пакет акций Сбербанка у Банка России без выставления обязательной оферты для других акционеров, а сейчас ФНБ собирается выкупить основную часть дополнительной эмиссии акций «Аэрофлота» по минимальным ценам c 2016 года, что размоет капитал и существенно уменьшит потенциал восстановления акций для других акционеров.
Финансовое состояние
Финансовое состояние «Аэрофлота» до пандемии было устойчивым. Несмотря на сокращение рентабельности авиаперевозок из-за роста цен на авиакеросени компания активно увеличивала пассажиропоток, парк самолетов и долю рынка. Строились стратегические планы к 2028 увеличить число перевезенных пассажиров с 60,7 млн до 130 млн, то есть расти с темпом 9% в год, и войти в 10-ку крупнейших авиахолдингов в мире. У «Аэрофлота» почти не было кредитных долговых обязательств. Но переход на новые стандарты МСФО привели к существенному росту долга — по новым стандартам, в качестве долга учитываются не только обязательства по финансовому лизингу, но и все будущие платежи по операционному лизингу. Компания не покупает самолеты в собственность, а берет в долгосрочную аренду, что позволяет снизить финансовые риски и нагрузку на собственный капитал.
Капитал «Аэрофлота», правда, был около нуля до пандемии, а в первом полугодии ушел в большой минус -104 млрд рублей. В большей степени, это связано с бухгалтерскими нюансами переоценки обязательств по лизингу. Рост курса доллара автоматически увеличивает стоимость всех будущих лизинговых платежей, убыток от хеджирования и создания резервов. Но компания не банк и требований к капиталу для нее не существует.
В 2020 «Аэрофлот» пострадал сильнее других российских авиакомпаний, если смотреть по объему перевозок. А по объему выручки в иностранной валюте — больше, чем многие авиаперевозчики в мире из-за дополнительного ослабления курса рубля. В сентябре количество пассажиров было меньше на 40% чем в тот же период прошлого года, тогда как у российской S7 объем перевозок уже выше на 5%, чем год назад. Тем не менее, сейчас объем перевозок постепенно восстанавливается за счет внутренних рейсов, и пассажиропоток во втором полугодии может быть лучше, чем у других компаний.
Неудачный момент
Момент размещения акций выбран исключительно неудачно. Если другие авиакомпании размещали новые акции в мае-июне 2020, когда мир выходил из первой волны пандемии, то «Аэрофлот» попытался найти инвесторов в крайне неблагоприятной обстановке наступления второй волны. В этих условиях частные инвесторы практически не проявили интереса к размещению новых акций. Тем более, что цели допэмиссии и ее размер вызывали вопросы («на общие корпоративные цели и снижение долговой нагрузки«; до 150% существующего количества акций и до 140 млрд рублей по ценам на момент объявления). По преимущественному праву кроме государства заявилось лишь 6,9% владельцев акций, хотя у негосударственных структур находится 41% акций.