Беспечный китобой
Василий Степанов о дебюте Филиппа Юрьева, открывшего магический реализм на Чукотке
После триумфа в Венеции и на «Кинотавре» в прокат выходит «Kitoboy» Филиппа Юрьева, драма взросления, снятая на Чукотке с непрофессиональными актерами.
15‑летний чукотский китобой Леша (Владимир Онохов) и его друг Колян (Владимир Любимцев) зависают у ноутбука, в котором всему поселку строит глазки виртуальная американская блондинка в исподнем (Кристина Асмус). Зовут девушку HolySweet999 — тут, кажется, намек на прошлогодний дебют Григория Добрыгина «Sheena667», где в американскую интернет-модель влюбился простой автослесарь. В «Китобое» заветная веб-камера, кажется, установлена в Детройте. По крайней мере, из какого‑то патентованного яркого американского нет и не будет начинается этот фильм под песню Джонни Кэша о разбитом сердце. Леша на свою вебкам-модель «запал», как констатирует его дружок, влюбился — и нет ему теперь покоя. Не развлекает любовную меланхолию ни работа по разделке забитого старшими товарищами кита, ни слепой дедушка, который ежедневно обещает умереть, но всякий раз бойко пляшет себе под радио, ни даже беспечная езда на мотоцикле. Прохватить по безлюдной дороге на краю земли — мало с чем сравнимый кинематографический аттракцион, но все же это не любовь, ради которой Лешка берет в местной библиотеке детский самоучитель английского. Нужно же как‑то пробить цифровой и языковой барьер. Но девушка Лешу не слышит — только улыбается и машет. Кажется, ему одному — а на самом деле всем.
Тоску пацана пытается разогнать дядя, который привозит с материка эффектную блондинку (Мария Чупринская), ее реальность должна перебить эфемерность интернет-возлюбленной, но инициация мальчика-китобоя после ужина с водкой и красной икрой только пуще разжигает страсти — теперь уже Лешка всерьез думает о том, чтобы добраться до американского берега на катере (между Чукоткой и Аляской нет и ста километров) и потом дойти пешком до неведомого Детройта.