Президент-делец. Дональд Трамп дал эксклюзивное интервью Forbes
Если Трамп действительно назвал Белый дом «помойкой», то он ее покорил. Находясь в маленьком кабинете в Западном крыле Белого дома, где он раскладывает стопки бумаг и обедает за «рабочим столом», Трамп разглагольствует о люстре, которую повесил, и портретах с изображением Линкольна и Тедди Рузвельта.
Он толкает какую-то дверь, и взору открывается девственно чистая личная уборная президента — неотъемлемая составляющая жизни человека на руководящем посту, страдающего гермофобией — патологической боязнью микробов. После этого нас выводят на улицу взглянуть на безмятежную поверхность бассейна.
В Овальном кабинете с новыми портьерами, ковром и убранством, щедро украшенным золотом, он проводит рукой по поверхности стола Резолют. За ним Джон Кеннеди принимал решения во времена Карибского кризиса, а Рейган вел Холодную войну, на столе нет ничего, кроме двух телефонов и кнопки вызова. «Выглядит вполне недурно», — отмечает президент.
С таким же успехом он мог бы предлагать нам пентхаус в Trump Tower или членство в своем гольф-клубе. После почти часового интервью в Овальном кабинете президент Трамп остается верен тому же образу рядового гражданина Трампа, каким предстал перед сотрудниками Forbes 35 лет назад.
Хваля самого себя, он так преувеличивает, что любой студент Университета Рузвельта или даже Барак Обама смог бы образумить его: «При мне законодательная деятельность осуществилась почти в том же объеме, что при любом президенте, но на протяжении всего девяти месяцев — это рекорд. Мы приняли свыше 50 законопроектов. Я говорю не только о президентских указах, которые очень важны, но также о законопроектах».
Он дает отпор, и однажды удар пришелся на госсекретаря Рекса Тиллерсона, который якобы назвал своего начальника идиотом. «Я думаю, эта новость — обычный фейк. Но если он действительно это сказал, то, как мне кажется, нам следует сравнить показатели наших IQ. Я и так могу вам сказать, чей результат окажется более высоким» (этот комментарий прозвучал после сообщений о том, что глава американской дипломатии назвал президента «придурком». — Forbes)
И, прежде всего, он продает: «У меня есть еще один законопроект ... законопроект об экономическом развитии, который, я думаю, будет фантастическим. О нем еще никто не знает. Вы слышите о нем впервые ... Стимулы экономического развития для компаний. Стимулы для компаний, которые будут в этой стране». Компании, сохраняющие рабочие места в Америке, получают вознаграждение; те, кто уходит за границу — получают строгое наказание». «Это как кнут и пряник», — говорит президент. «Это стимул остаться. И, возможно, даже больше: если вы уйдете, вам будет непросто размышлять о том, что вы сможете продать свою продукцию обратно в нашу страну».
И вот — впервые наш президент родом из частного сектора, представляет партию с вековой историей, которая ратует за капитализм со свободой конкуренцией и торговлей, а также предлагает правительству наказывать и поощрять компании за их выбор страны размещения производств и офисов. Как президент относится к такой идее?
«Очень даже положительно, — отвечает он. — То, чего я хочу добиться, основано на взаимности. Поймите, я считаю, что принцип взаимности — он ведь хорош. Если кто-то забирает у нас 50%, мы у них тоже попросим половину. Прямо сейчас они забирают у нас 50%, а мы у них — ничего. Для меня это неприемлемо».
Впрочем, приемлемым это никогда не было. Дональд Трам не разбогател, делая бизнес, несмотря на годы раскручивания своего бренда через реалити-шоу «Кандидат» и миллионы голосов людей, жаждущих зрелищ и переживаний. В действительности его козырем стали сделки купли-продажи, которые обеспечивают ему победу вне зависимости от результата для других людей. Нюансы очень важны. Частные предприниматели и бизнесмены управляют компаниями, в услугах которых заинтересованы множество сторон — акционеры, клиенты и сотрудники, бизнес-партнеры и даже целые города, которые, теоретически, разделяют весь успех компании. Под руководством Стива Джобса и Тима Кука компания Apple помогла начинающим акционерам приумножить инвестиции почти в 400 раз, превратила тысячи наемных работников в миллионеров (увеличив местную налоговую базу). Такое же чудо Apple подарила тайваньскому поставщику Foxconn и заставила потребителей быть вне себя от радости — они готовы ночами стоять в очереди, чтобы потратить сотни долларов на продукцию, устаревающую уже через два года.
Дельцы редко заинтересованы во взаимовыгодности и всеобщем успехе. Не важно, будь это торги на бирже, сделка купли-продажи или приобретение участка жилой недвижимости — традиционно в сделке принимают участие две стороны, и в целом она заканчивается тем, что лишь одна фирма остается в выигрыше (обгоняя другую настолько, что двусторонняя выгода выглядит как странное недоразумение). «Человек — самое порочное животное из всех», — сказал Трамп журналу People в 1981 году (год спустя, стоит заметить, Трамп впервые очутился на страницах Forbes). «Жизнь — не что иное, как последовательность сражений, где ты либо победитель, либо проигравший». Президента Трампа выдает менталитет, намертво в нем застрявший.
Уже почти год прошел со дня выборов, самых ошеломительных за многие десятилетия. Но эксперты все еще признаются, что президент Трамп снова и снова повергает их в шок. Хотя он и не должен: его мировоззрение отличается необыкновенной стабильностью. Президентство для него не означает возможность воплотить свою идеологию в политике, президентство для Трампа своего рода бизнес — бесконечная цепь сделок, победы или поражения, как в конференц-зале, так и на суде общественного мнения. Взгляните на его первый год у власти под таким углом, и многое проясняется. Это может стать ключом к разгадке того, какими будут следующие три года, а может, и все семь.
Цифры и сделки
Спросите Президента Трампа, получает ли он удовольствие от своей новой работы, и сразу получите ответ: «Получаю. Я наслаждаюсь ей. Мы многое успеваем делать. Уровень цен на бирже ставит рекорды. О рынке труда: безработица на самом низком уровне за почти 17 последних лет. Цифры фантастические».
Для большинства людей потрясающие показатели не являются главным мерилом при описании той радости, которую приносит им работа. Но для Трампа это самый важный фактор. «Кто-то рисует прекрасные полотна, кто-то сочиняет замечательные стихи, — рассуждает он в своей книге «Искусство заключать сделки», написанной им 30 назад. — Я же люблю заключать сделки, и желательно крупные. От этого я получаю настоящий кайф».
Трамп утверждается за счет высоких показателей. Именно они по итогам любой сделки определяют победителей и проигравших и становятся основой для иерархии индустриальных предприятий. Именно поэтому из всех, кто попадал в список 400 самых богатых людей США по версии Forbes, Трамп заметно больше остальных льстил руководству журнала и пытался оказать на него влияние, чтобы получить более высокую оценку своей деятельности и всеобщее признание.