Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

МонокльСобытия

Законы подземных мелодий

Современные уличные музыканты в Москве скорее крепкие профессионалы, чем случайные неформалы. А оценка старая — внимание случайных прохожих. Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Виктория Карбышева (Орлова)

Владимир Семибратов, Сергей Чикунов, Станислав Ковалев и Валентин Тихонов (слева направо)

Московское метро. Станция «Курская». Тоненький голосок флейты, бархатистый бас струнных и озорное пение клавишных. В аванзале выступает трио «Триптих». Музыканты виртуозно исполняют классические произведения, у них дорогие инструменты и безукоризненный дресс-код: возникает ощущение, что артисты только что вышли из концертного зала и задержались, чтобы развлечь пассажиров метро.

Музыканты в подземке были всегда, как и в переходах, на улицах, в вагонах электричек. Со своим шармом, романтикой и без формализма. Знаменитая в узких кругах «штырка», то есть игра в общественных пространствах за пожертвования, позволяла и заработать копеечку, и прорваться к слушателям тем, кому дорога в консерватории заказана, да и просто весело провести время.

Но десять лет назад московские власти решили навести в этой сфере порядок: так появилось несколько проектов, которые позволяют резервировать слоты для выступлений и музицировать легально, не опасаясь служб безопасности. Правда, без аккаунта на «Госуслугах» уже не обойтись, а для проекта «Музыка в метро» еще придется записать клип и выдержать прослушивание. Под землю теперь попадают, как правило, опытные, сыгранные коллективы и профессиональные музыканты. Отбоя от желающих нет.

Как это работает, почему выступать в метро стало комфортнее, насколько благодарны слушатели и сколько можно заработать на пожертвованиях, рассказали некоторые участники проекта.

Какую музыку играть в метро

Проект «Музыка в метро» появился в 2016-м. Артисты, получившие аккредитацию, смогли легально выступать на станциях метрополитена. Они не платят организаторам проекта — их самих вознаграждают зрители. Разрешены лишь пожертвования: наличные или банковские переводы. В проекте участвуют и рокеры, и поп-исполнители, и каверщики, и даже народники.

Трио «Триптих», например, исполняет классическую музыку. Репертуар подобран мастерски: спокойные композиции сменяются игривыми, «живыми». Произведения «обрезаны», чтобы проходящий мимо пассажир, который бросил свои дела и остановился, не заскучал. Музыканты, как опытный диджей, меняют композиции, исходя из настроения публики.

— Мы ищем разные форматы, — делится Олеся. Она играет на флейте. — Когда-то нам казалось, что перспективной будет музыка восьмидесятых, итальянские и французские шлягеры, чтобы поднять людям настроение. Но Константин как-то сказал такую вещь: в метро лучше не мешать жанры, потому что ты собрал вокруг любителей классики, а тут вдруг начинаешь играть попсу… Все разойдутся.

Основное место работы Олеси и Дмитрия — Государственный музей Л. Н. Толстого, на площадках которого по всей России музыканты регулярно дают концерты. Олеся работает старшим научным сотрудником и куратором выставок, а также автором музейных музыкальных программ и специальных проектов. А еще она лауреат городских и краевых конкурсов исполнителей на деревянных духовых инструментах и флейтистка московского камерного оркестра Collegium Musicum. Дмитрий — лауреат международных конкурсов, многократный лауреат всероссийских конкурсов, стипендиат программы «Новые имена», артист ведущего творческого коллектива Москвы «Кончертато». Их объединяет не только работа, «штырка», но и семейная жизнь.

Трио Олеся ласково называет «золотым» — вместе они играют уже два года.

— Мы поняли, что регистры флейты и виолончели хорошо сочетаются, довольно низкий с довольно высоким, а фортепиано их удачно соединяет!

Константин — лауреат международных конкурсов, преподаватель по классу виолончели и дирижер оркестра в ДМШ имени В. И. Мурадели. Кроме игры на виолончели он пишет музыку для российских фильмов и анимационных картин, а сейчас работает над собственной рок-оперой.

У Константина самый богатый опыт игры на улице. Он много лет играл на улицах Вены.

— Российским музыкантам там конкуренцию никто не составлял! — с улыбкой хвалится музыкант.

Трио «Триптих»

Олеся признается, что, когда мужская часть коллектива предложила ей «авантюру» — выступать на площадках подземки, она была не в восторге:

— Я никогда не мечтала играть в метро, потому что больше люблю красивые концертные залы, чтобы было все эстетично. Было морально непривычно. Но иногда нужно пробовать что-то, к чему жизнь тебя не готовила. И это оказалось интересным, в этом есть азарт: ты никогда не знаешь, как публика отреагирует на твою игру сегодня, сколько будет зрителей, каким будет отклик. Мы как Бременские музыканты, — смеется девушка.

— На концерт люди приходят, не зная, что там будет, часто под влиянием рекламы, или, может, тетушка билеты подарила, или знакомые твои играют, надо прийти и послушать из вежливости, — рассуждает Константин. — Когда музыкант играет в концертном зале, он не всегда понимает, хлопают ему искренне или из вежливости. А тут другое: здесь человек шел по своим делам, остановился как громом пораженный и слушает Шуберта. У него происходит откровение. А потом он слушает следующее произведение, и следующее, и следующее, и потом плачет. Это высшая награда для артиста.

Кроме того, что уличные выступления намного сложнее концертных, на эту «иглу», похоже, легко подсесть — ведь и зрители здесь более благодарные.

— Такая «неконцертная» игра, на самом деле, очень приятная для музыканта. Для артиста главная награда не деньги. Ты видишь, что человек остановился тебя послушать — значит, ему нравится твоя музыка. А если еще и копеечку какую-то кинул — значит, очень нравится, — говорит Константин.

А Олеся добавляет:

— Я от себя даже не ожидала, что втянусь, но я уже пришла домой и бронирую слот на неделю вперед.

Слоты — это временные отрезки, которые можно «бронировать» на определенной станции через специальное приложение, не более двух слотов на разных станциях в один день. Выступление на одной площадке ограничивается двумя часами.

За нарушение правил: превышение допустимого уровня шума (до 75 децибел в зависимости от площадки), отсутствие аккредитации, неправильное размещение оборудования — музыкантов наказывают, а за повторное нарушение могут и вовсе ограничить возможность выступлений. Оштрафуют и в случае, если закончишь выступление не в отведенный срок, будешь выступать в состоянии алкогольного опьянения и «требовать», чтобы слушатели заплатили за возможность насладиться твоим творчеством.

Правила, на мой взгляд и на взгляд моих собеседников, адекватные. Но некоторые ими злоупотребляют, то есть выискивают случайные ошибки коллег и пишут жалобы, — такая недобросовестная конкуренция в проектах не редкость.

Валентин Тихонов — виолончелист с академическим музыкальным образованием. Он робок и скромен, однако мне кажется, что я вижу в его глазах тот огонек, который горит у всех участников уличных выступлений. Основной репертуар артиста составляют не классические произведения, а каверы на популярные треки.

Больше всего Валентин любит таких исполнителей, как Эд Ширан или OneRepublic. Однако иногда исполняет отечественные произведения, например песни Александра Градского:

— Особенно по утрам, потому что люди идут на работу и еще не проснулись. Или в дождливую погоду. Главная задача — попасть в настроение человека, а не изменить его.

Кстати, Эд Ширан, Zaz и еще ряд известных исполнителей Европы тоже начинали свою карьеру, «штыряя» на улицах и в подземках.

Валентин вспоминает, что в Москве девяностых музыкальные учебные заведения игру на улицах не поощряли. Может быть, отсюда растут ноги у стереотипа о неудачнике, которому не удалось поступить в высшее учебное заведение и который теперь «штыряет», чтобы как-то заработать на жизнь.

— Студенты могли на «Охотном ряду» играть весь цикл «Времена года» Вивальди — такие были мастера. Но если вдруг об этом узнавали профессора, то могли и исключить, — говорит Валентин. Просто когда ты готовишься на Конкурс Чайковского, вряд ли пойдешь «штырять», потому что нужно заниматься по десять часов в день. Это совсем другая жизнь.

Валентин Тихонов

Прослушивание

В Москве существует несколько проектов, которые дают возможность музыкантам выходить «на улицы». Самые популярные — «Музыка в метро» и «Уличный артист». Правда, только в проекте «Музыка в метро» есть прослушивание, без которого аккредитацию не получить. И обновлять ее нужно ежегодно. А число участников только растет — в этом году их уже четыреста девятнадцать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Книги об истории обуви, искусстве и первом кризисе Русской церкви

Дилетант
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Последняя публичная дуэль Последняя публичная дуэль

Нёйи-сюр-Сен, 21 апреля 1967 года. Последняя дуэль

Дилетант
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ

Хроническую боль можно избежать, если "перепрограммировать" мозг

ТехИнсайдер
Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом

Почему Яндекс Документы — выбор для бизнеса в России

Inc.
Вулкан как туристская достопримечательность Вулкан как туристская достопримечательность

«В провинции Масая имеется огромное огненное жерло, вечно горящее...»

Наука и жизнь
Шок-контент! Шок-контент!

Полезен ли интернет-тренд на поедание сливочного масла вместо мороженого?

Лиза
Мужское здоровье глазами врача Мужское здоровье глазами врача

Почему мужчины реже проходят профилактические обследования?

Здоровье
Многофакторность климата Многофакторность климата

Факторы, которые способствуют росту средней температуры в полярных областях

Знание – сила
Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила

КНДР: невероятно замкнутая и одновременно чарующая страна

ФедералПресс
Такие деловые: зачем бизнесу этикет Такие деловые: зачем бизнесу этикет

Нужен ли сегодня бизнес-этикет, если можно просто встретиться за чашкой кофе?

Grazia
Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк

Мученик-трампист Чарли Кирк был консерватором, популярным среди молодежи

Ведомости
Александра Волкова: «Мой папа был первым Шерлоком Холмсом...» Александра Волкова: «Мой папа был первым Шерлоком Холмсом...»

Родители были категорически против продолжения династии

Коллекция. Караван историй
Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний» Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний»

Как выживают крупные корпорации и какую роль играют в этом финансовые институты

Ведомости
«Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги «Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги

«Хаббл» подтвердил рождение голубого бродяги от пары с белым карликом

N+1
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Неприметные живые фабрики Неприметные живые фабрики

Как живые организмы синтезируют токсичные вещества

Наука и жизнь
Повышенная тревожность Повышенная тревожность

Почему дети начинают тревожиться, и чем тут могут помочь взрослые?

Здоровье
Уникальный эндемик: как нерпы выживают на Байкале Уникальный эндемик: как нерпы выживают на Байкале

Байкальская нерпа — настоящий тюлень с необычным местом жительства

ТехИнсайдер
Пиво сделало людей более привлекательными для комаров Пиво сделало людей более привлекательными для комаров

Пиво привлекает комаров, а душ и солнцезащитный крем отталкивают

N+1
Средние обгонят высших Средние обгонят высших

Что стоит за бумом поступлений в колледжи и техникумы

Монокль
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР

Визит Акио Мориты в СССР: почему советские рабочие отпугнули основателя Sony

ТехИнсайдер
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Открыть в приложении