Лапша и большие данные: как Пегги Чернг покорила США азиатским фастфудом
Американка Пегги Чернг создала настоящий McDonald's в мире китайской еды — Panda Express. Эксперты называют его исключением из правил и единственным общенациональным игроком на рынке азиатского фастфуда в США. Нарастить объемы продаж Пегги Чернг помогли две вещи: инженерное образование и большие данные. Благодаря им она заработала состояние в $3,1 млрд — и не планирует останавливаться
Жарким июльским днем 75-летняя Пегги Чернг, соосновательница Panda Express, прогуливается по Лос-Анджелесу между сияющими зданиями и японскими садами камней, окружающими больничный комплекс «Город надежды». Здесь Чернг финансирует проект на $100 млн, который соединит в себе восточную и западную медицины. «Идея в том, чтобы найти способ дать Западу лучшее, что есть у американцев азиатского происхождения», ― говорит предпринимательница.
И она знает, о чем говорит. Свой бизнес Чернг построила на идеальном сочетании китайской кухни и американского вкуса. В 1960-х она эмигрировала из Гонконга. Докторскую диссертацию в 1974 году посвятила компьютерной программе, которая при помощи специального алгоритма сканирует оцифрованные рентгеновские снимки грудной клетки на предмет врожденных пороков сердца. Но потом бросила перспективную карьеру по разработке ПО, чтобы применять свои навыки из сферы точных наук в совершенно другой отрасли ― фастфуде.
Четыре десятилетия спустя ресторанчик в торговом центре в Южной Калифорнии разросся до огромной сети из 2400 заведений. Сегодня на фудкортах, в аэропортах и в окнах выдачи для автомобилистов по всей Америке Panda Express продает жареную лапшу чоу мейн, говядину по-пекински и курицу в апельсиновом соусе на сумму $5 млрд ежегодно.
У большинства американцев при покупке китайской еды есть два основных варианта: в семейном кафе недалеко от дома либо в сети Panda Express, на которую приходится 43% всего рынка азиатской еды на вынос и у которой в 10 раз больше локаций, чем у ближайших конкурентов — сети casual-ресторанов P.F. Chang's и кафе быстрого обслуживания с печью-хибати Sarku Japan.
Но секретный ингредиент Panda Express ― это совсем не кисло-сладкий соус, а техническая смекалка и методичный подход Чернг. «В ресторанном бизнесе инженерное образование есть не у многих, ― отмечает руководительница. ― В этом плане у меня преимущество».
Чернг мыслит структурно и системно: как лучше всего организовать данные, как разработать меню с расчетом на масштабирование бизнеса, как наиболее эффективно обучить нового сотрудника. Подход к делу оказался уникальным. Учредительнице удалось не только наладить продажи и подогнать под них аналитическое ПО, стимулирующее рост бизнеса, но и привнести в стандартизацию масштабной деятельности инженерную дисциплинированность, а также внедрить в работу строгий регламент управления, чтобы системно мыслили и 50 000 сотрудников Panda Express.
Среди 50 крупнейших американских ресторанных сетей быстрого обслуживания Panda Express занимает 12-е место по выручке в пересчете на одно заведение. Вот как выглядит первая пятерка:
Благодаря Panda Express Чернг очень разбогатела. С состоянием порядка $3,1 млрд она является одной из всего 12 self-made участниц (и одной из двух таких женщин азиатского происхождения) в рейтинге 400 богатейших американцев по версии Forbes. Состояние ее 76-летнего мужа, сооснователя и генерального содиректора Эндрю Чернга, оценивается в дополнительные $3,1 млрд. 100% уставного капитала этой частной компании из калифорнийского Роузмида принадлежит супружеской паре, но своим богатством Чернги стремятся делиться. По данным сети, почти половина главных менеджеров, работающих в фирме на полную ставку, получает свыше $100 000 в год, а один зарабатывает $277 000.