Что не так с рейтингом фильмов «Кинопоиска»
Киновед MAXIM сравнивает топ-250 фильмов на сайте «Кинопоиска» с аналогичным списком IMDB и здравым смыслом.
Пролог
Списки лучших фильмов всех времен и народов — это то, с чего начинает расширять кругозор каждый устремленный зритель. Когда молодость уходит, то приходит зрелость, опыт, а вместе с ними крамольная мысль: вдруг на свете существуют кинофильмы лучше «Звездного десанта»? Вы начинаете поглощать все, что рекомендует вам Интернет (иногда убеждаетесь, что лучше «Звездного десанта» так ничего и не сняли).
Первый интернетный народный рейтинг появился с четверть века назад на сайте IMDB.com. Оценки и расположение победителей вычисляют не нанятые всезнайки-кинокритики, а сами зрители. Всезнайки-кинокритики ворчат, что с годами список слишком активно трансформируется и тупеет одновременно с Интернетом.
Отчасти это правда: в начале XXI века на IMDB в лидерах были сплошь фестивальные лауреаты и древняя киноклассика. В 2005 году триллер «Побег из Шоушенка» сместил с первого места «Крестного отца», из списка стали исчезать работы Бунюэлей, Тарковских, Хичкоков, Феллини, на их место набежали комиксы, аниме и актуальные оскароносные произведения. Тем не менее многие монументальные работы удержались в топе IMDB, а первую десятку со времен «Темного рыцаря» (2008 год) уже никто всерьез не тревожил.
«Кинопоиск» завел свой рейтинг в ответ на буржуазный хит-парад. Само собой, отечественного продукта там на порядки больше. К слову, в мировом рейтинге IMDB в настоящий момент лишь одно кино нашего производства — «Иди и смотри» на 91-й позиции.
У всех глобальных авторитетных топов есть очень существенный изъян: они обладают свойством положительной обратной связи. Говоря простым языком, фильм, который оценен высоко и торчит в лидерах, принимаются смотреть все поголовно. И почти каждый смотревший подсознательно завышает ему оценку, чтобы не выбиваться из тренда и не казаться идиотом.
«Побег из Шоушенка» Дарабонта — отличная иллюстрация именно такого случая. Перед нами идеально снятый трагичный и развлекательный фильм, который, однако, не сломал никаких барьеров и не совершил революций. Он даже не вызвал волну подражателей, как «Криминальное чтиво» или «Гарри Поттер». Уверены, что 99% зрителей не смогут ответить на вопрос, в чем авторский почерк и узнаваемость режиссера Фрэнка Дарабонта. Это просто крепкий фильм девяностых.